?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Получила я тут вопрос на засыпку для исследования - "какова моя воля?".
Ну, а я ж девушка дотошная - не могу отвечать про понятие без очищения этого самого понятия (привычка уже, куда деваться). ;)
Почитала словари разные, Даля, как всегда, в числе прочего. Лишний раз убедилась, что ни фига ничегошеньки я в этой теме не понимаю, шибко она сложная. Плюнула И решила исследовать это понятие пока что так, как оно лично у меня в голове уложено. И получилось любопытно! Хочу поделиться:

Итак. Во-первых, воля - это состояние свободы. Противоположность "неволи", ощущение за собой права и возможности действовать так, как я хочу или считаю нужным сама, ни на кого не оглядываясь. Короче - "состояние свободы выбора, как поступать".
Во-вторых, воля - это сила. Сила духа, сила желания достичь цели. На этой силе удается предолеть внутренние и внешние препятствия к достижению желаемого, если силы достаточно. Но вот тут у меня начинается путаница... Потому что достигать цели и преодолевать внешние и внутренние препятствия можно на силе очень разных источников! Например, необычайно велика сила ненависти - и из ненависти (назло кому-то) можно сотворить очень много великих и полезных дел, есть опыт... ;))) Еще много сил дает страх (например, страх потерять человека, если не сделаю то-то и то-то), особенно страх попасть в определенные сильные переживания, уже бывшие в детстве. Еще бывают желания, подобные (или это они и есть?) одержимостям - в них может быть разумность, а может и не быть вовсе, но сила этих желаний подчиняет себе человека целиком и он действует на этой силе (в результате может как принести массу пользы окружающим, так и загубить себя, в зависимости от желания, которым одержим).
Как же это все отличить от "воли"? Пока не понимаю... Хотя... Может быть, по присутствию "состояния свободы выбора", которого нет в других случаях? :)

Если есть какие замечания и дополнения - делитесь! Потому что тема мне сейчас интересна и чувствую, что понимаю ее пока только краешком, там еще глубже пласты есть...

UPD. Созвучное, хотя и с другого угла обсуждение понятия "воля" на форуме "Любошников":aiki-web.net/forum/index.php/topic,1743.msg10679/topicseen.html#msg10679

Особо интересным показалось вот что - место, которое я "пропустила" у Даля, когда смотрела определение воли:
"Интересная фраза есть у Даля в статье про волю среди пословиц: "У человека воля, у животного побудка. "
Вот что такое побудка по Далю:
побудка вост. побудок м. сев. врожденный всем животным дар, исполнять все потребности свои бессознательно. в побудке животных слиты в одно ум и воля, или думка и сердце, разрозненные в человеке. легавая собака ищет дичь побудкой. птица летит в отлет по побудке. пчела строит соты не ученьем, а побудкой."

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
alenk_a
May. 4th, 2010 06:10 pm (UTC)
есть устойчивое словосочетание "сила воли", которая обычно означает насилие над собой. причём какие-то формы этого насилия = стимулирующие пинки, а какие-то = реальное насилие. тут обычно видно по результатам. если после усилия пошло хорошо - одна история, если всё время преодоление и переступание через себя - другая... то есть употребление слов "воля" и "волевой" в контексте силы есть, но слово наСИЛие - это ж тоже разновидность применения силы. видимо, вопрос в том, кто сопротивляется - человек с его душевными порывами или его тараканы, ограничивающие, тормозящие развитие убеждения.

про свободу вообще спору нет. но я бы добавила, что для меня воля - это желание, намерение, некий план действий, который уверенно и свободно выполняется ("воля Божья" в ту же тему, я думаю).
lyosia
May. 4th, 2010 07:48 pm (UTC)
Хм... если понимать "на-силие", как сверх- большое применение силы, а "у-силие", как некое дополнительное применение силы - становится еще интереснее... ;)
То есть есть какая-то "воля", когда сила направлена и течет свободно, куда охота. А есть "насилие", когда к "воле" приходится добавлять силу напряжением, чтобы преодолеть какое-то сопротивление. И есть промежуточное состояние "усилия"... :)
alenk_a
May. 4th, 2010 07:53 pm (UTC)
ну, если через устройство слова смотреть, то так. мне привычнее брать либо употребление слов в привычных ситуациях, либо через образы.

интересно, что именно вот это "намерение, план, желание сделать" как смысл слова "воля" - не очень очевиден. а он имеет отношение к таким словам, как "соизволить" и "позволение" :) это с действием как-то плотно связано, и с желанием, намерением его совершить (а второе - и со свободой).
lyosia
May. 4th, 2010 08:18 pm (UTC)
Ага! Здорово ты вспомнила эти слова! :)
Что-то в них такое важное прослеживается... Пока не выходит уловить. Но про намерение, стремление, да.
Ой! А еще есть - "уволить", и "ах, увольте". :)
alenk_a
May. 4th, 2010 08:25 pm (UTC)
это какой-то мощный и древний корень "вол", я думаю. ты не смотрела его происхождение и значение? не индоевропейский?
уволить - тоже действие, движение (по устранению, убиранию). позволение - движение для разрешения действия (пусть течёт). соизволение - решение произвести действие.

ещё есть слово "произвол" ;)
lyosia
May. 4th, 2010 09:08 pm (UTC)
О, и еще!
Довольство и недовольство. И "быть довольным".
lyosia
May. 5th, 2010 05:51 am (UTC)
Re: воля
Очень любопытно! Пробежалась по ссылкам в словаре П.Я.Черных (он у меня живьем дома есть) и увидела, что у него есть тонкая грань между словами, производными от "воли" и от "власти"!
По автору - "велеть" и "повелитель" - это еще про "волю", в значении "хотеть, желать, выбирать, стремиться" (с понятием "охоты", кстати, очень перекликается). А вот "владеть" - это уже к "власти" и вроде бы в основе другой индоевропейский корень и он про давление, подчинение... Не совсем понимаю и пока не различаю...
alenk_a
May. 5th, 2010 12:37 pm (UTC)
Re: воля
ну если на образы посмотреть, то владение - это не действие, а состояние, а веление - это процесс :)
yabloko_eva
May. 4th, 2010 06:52 pm (UTC)
Ты всё правильно написала в самом начале, но мне есть что добавить. Путаница получается от того, что ты забываешь о том, что воля эта твоя собственная.

Противостояние кому либо это уже не свобода, а значит не твоя воля. Учение Гераклита о потоке тесно связано с учением о переходе одной противоположности в другую. Обмен происходит через борьбу, обмениваясь потоки смешиваются. Сила ненависти направлена вовне и неизбежно уравнивает тебя с другим. Сила воли это внутреннее усилие, направленное на самоосознание, подтверждение идентичности, внутренний рост. Противостояние на силе воли тоже возможно, но мотив сосем другой, качество ресурса другое и, соответственно, результат будет совсем иным.

Чтобы разобраться надо понять что есть "Я", а что навязано социумом, воспитанием, образованием и т.д. Какие взгляды твои личные, а какие привиты кем то другим и вросли в тебя на протяжении жизни. Большинство людей волнует именно этот вопрос, когда приходит время кризиса среднего возраста :)
lyosia
May. 4th, 2010 08:11 pm (UTC)
Ой-ой-ой! Ничего не понимаю!
Ну, или почти ничего.
*Путаница получается от того, что ты забываешь о том, что воля эта твоя собственная.*
хм... вроде, не забываю. А где и как это мое "забывание" проявилось? Не вижу такого...
*Сила воли это внутреннее усилие, направленное на самоосознание, подтверждение идентичности, внутренний рост.*
Я так не вижу... Или вижу не так. То, что я чувствую в себе, как "волю", это не усилие, а идущий изнутри поток силы (иногда, чтобы он преодолевал какие-то внешние препятствия, приходится напрягаться, и тогда получается усилие). Этот поток может быть направлен как на самоосознавание (и тогда это моя воля осознавать себя), внутренний рост и прочие "внутренние" задачи, так и на решение внешних задач, связанных с выживанием, (воля к жизни) или с воплощением творческих задач.

Последний абзац вообще не могу связать со своим понятием "воли". Имхо, понимание, какие взгляды мои, а какие моими только кажутся, не влияет на понятие воли. Даже если я в этом вопросе беспросветно темна, и принимаю все чужое и навязанное за свое, это повлияет на направление, на то, куда моя воля будет направлена, но не на само понятие, что это такое - "воля"...
yabloko_eva
May. 4th, 2010 08:53 pm (UTC)
Так и должно быть. Через время само поймётся.
В противоречии и проявилось. В том то и дело, что номинально проговариваешь, понимаешь, и тут же забываешь, обращаясь к практическому жизненному опыту. Вероятнее всего, не к собственному, а родовому. В теории лежит одно, на практике усвоено другое. Скорее всего, какой то семейный страх или запрет мешает реализовать осмысленную идею.
Видимо дело в разнице терминологии. Мысль это тоже внутреннее усилие, как и осознанность. Когда подолгу пребываешь в изменённых состояниях сознания учишься пониманию того, как всё работает. Усилие может быть приятным, неприятным, ощутимым или незаметным, но любая активность это усилие изнутри, в отличие от реактивности, которая возникает в ответ на внешний раздражитель.
Внешние задачи осуществляемые по внутренним причинам совсем другое, нежели инициируемые внешними факторами. Даже если речь идёт об одном и том же действии, разница колоссальна, поскольку в первом случае результат получен для себя.

Влияет. Где то тут собака и зарыта :) Свобода чьей воли декларируется? Исполнение чьей воли ты реализуешь собой? Что есть воля нельзя понять, не поняв своей сути.

Интересная картинка получилась: воля отдельно, "Я" отдельно. :)
otawa
May. 5th, 2010 01:21 am (UTC)
"такова моя царская воля" - желание то бишь. И это понимание воли, имхо, объединяет силу воли и свободу воли. Я свободен захотеть направить свое намерение куда угодно, и сила моего желания будет такова, что преодолею все препятствия. И даже всевозможные преодоления себя - это же тоже делается по собственному желанию, по собственному выбору - по собственной воле, сила которой такова, что помогает преодолеть другие собственные позывы, например силу привычек. А ежели не по своей воле над собой насилие учиняется, так это и не сила воли, а сила чего угодно другого и необязательно своя.
lyosia
May. 5th, 2010 05:52 am (UTC)
:)
(Anonymous)
May. 5th, 2010 07:14 am (UTC)
Интересная тема и комментарии интересные.

Помнишь, у Кастанеды (хоть это и перевод с английского перевода испанских записей) понятие воли связано с понятием намерения?
Т.е. получается чего-то хочется, потом формируется намерение этого достичь, а воля это уже будет сила, на который это что-то будет достигаться.

Можно, думаю, сказать, что воля это личная движущая сила человека. Ведь как можно жить? Можно жить и плыть по течению, куда поток жизни вынесет. А можно самому выбирать себе цели и плыть в том же потоке к этим целям. И вот воля как раз та сила, которая позволяет плыть к выбранным самостоятельно целям с несгибаемым намерением их достичь.

У жизни же тоже есть «направление» — куда, к чему двигаться. Если не применять волю, то все события будут развиваться соответственно автоматизмам, присущим человеку.

Ещё интересные слова и фразы касательно воли: «Волеизъявление», «Изъявить свою волю».
lyosia
May. 5th, 2010 08:24 am (UTC)
:)
Ага - воля, намерение, охота - все так близко, и хочется не запутаться, понять точнее... А еще там рядом "власть", по звучанию близко... Но раз слова в языке разные, то и отличия какие-то за этим стоят... Ужжасненько интересно! ;)
(Anonymous)
May. 5th, 2010 09:20 am (UTC)
«Ужжасненько!» — ах, как славно! :-)

Мне видится так:

Охота — пространство действия и, одновременно, состояние, способ действия, процесс, направленный на добычу чего-то. Ведь можно быть не охотником, а, скажем, огородником и добывать что-то способами огородника.
Намерение — что-то типа маркера направления, вектора движения, выбор добычи, угодий и прочего если речь об охоте.
Воля — непосредственно движущая сила, которая позволяет настичь добычу :-)

А власть... Мне власть видится в таком ключе: Владеть, быть владыкой. А там лад слышится. Что-то типа, владеть — содержать в ладе, ладном состоянии. И можно владеть собой или чем угодно ещё.
lyosia
May. 5th, 2010 12:16 pm (UTC)
Про владык...
Ну, там еще должны быть право и сила, чтоб этот самый "лад" устраивать... ;)
(Anonymous)
May. 5th, 2010 06:05 pm (UTC)
Re: Про владык...
Начал перебирать, смотреть, что там ещё можно подгрести под владычание, да всё и можно уместить в «право и силу». :-)
Очень ёмко, красиво. Спасибо. :-)
yabloko_eva
May. 5th, 2010 12:42 pm (UTC)
Шикарнейшая иллюстрация того, как сместив локус контроля с наполнения понятия на слова можно увести от смысла. Ап! и у ведомого остался только пустой вектор движущей силы, которым можно вертеть, если знаешь как. :)
Крепостные будут только рады, что избавились от непосильной необходимости принимать решения.

Эта методика так же распространена в тоталитарных сектах, как и "окружение любовью"
(Anonymous)
May. 5th, 2010 06:03 pm (UTC)
Ой, вы знаете, я так люблю секты! Так люблю!
Спасибо вам за такой вкусный комплимент. :-)
yabloko_eva
May. 5th, 2010 09:46 pm (UTC)
На здоровье.
У меня так в жизни не получится, ну хоть убейся. Не могу избавиться от иллюзии что крепостные тоже живые люди. Забываю, что свобода воли их пугает ничуть не меньше чем ответственность. :)

Спасибо большое. Благодаря этому обсуждению я поняла почему в России до революции были даже отдельные суды для крестьян.
(Anonymous)
May. 6th, 2010 05:16 am (UTC)
Ай-яй... Как же вы так? Избавляйтесь скорее от иллюзий! Весь мир — одна большая иллюзия, а вы за одну из них уцепились и, кто знает, может быть это ваша последняя иллюзия на пути к полному освобождению? М?
В добрый путь.

На здоровье и на благо вам.
yabloko_eva
May. 5th, 2010 12:44 pm (UTC)
Извини, Оль мои комменты видимо здесь не к месту. Я видимо ошиблась, решив что запрос направлен на то, чтобы разобраться. Запрос направлен на то, чтобы обратно запутаться.

Больше не буду тебе мешать. :)
(Anonymous)
May. 10th, 2010 04:10 pm (UTC)
Офф
Лёс, не смогла удержаться.
не совсем в тему,
но хотела бы поделиться замечательным наброском. Косвенно он таки имеет отношение к обсуждению )))

http://podakuni.livejournal.com/550832.html
ledi_rado
May. 10th, 2010 04:11 pm (UTC)
Re: Офф
Ой, это я была :)
lyosia
May. 11th, 2010 10:45 am (UTC)
Re: Офф
О, это не ОФФ! Это - Супер в тему! :)))))))))))))))))))))))))))))
Ржунимагу...
ledi_rado
May. 11th, 2010 11:19 am (UTC)
Re: Офф
Ну вот. Порадовала хорошего человека :))
( 28 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser