?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Традиционно у всех народов Свадьба – это особое и очень значительное событие. Чуть ли не самое значительное в жизни человека (похороны – не в жизни, так что не в счет). Свадебный обряд имеет значительную продолжительность (в среднем до 2-х недель, не считая предварительной подготовки) и состоит из череды отдельных обрядов, происходящих то со всеми участниками свадьбы, то только с какой-то их частью. Точное исполнение обрядов считалось залогом счастливой семейной жизни, а случайная ошибка или прерывание обряда не вписанным в него неожиданным событием, неприятная случайность (типа погасшей не вовремя свечи или встреченного прохожего) - плохим предзнаменованием. Супругов готовили к жизни в браке очень тщательно - на всю жизнь. Разводы были большой редкостью, и шли на развод в крайних случаях. Выжить в суровых природных условиях, без поддержки семьи, мужчине было трудно, а женщине практически невозможно. А хотелось-то не только выжить, а жить счастливо, в "совете да любови"...

Условия современной жизни совсем другие. Для задач выживания брак в целом перестал быть необходим. В связи с этим изменились и требования супругов друг к другу. На первый план выходят цели, связанные с душевной поддержкой и взаимопомощью. В прежнем виде свадебный обряд стал не нужен, а иногда и невозможен. Но интерес к нему не теряется, а в последнее время даже растет. Что же такого ценного есть в традиции, что не теряет ценности и в наших условиях?
Давайте присмотримся к обрядам, сопровождавшим переход девушки в состояние и положение Замужней с точки зрения психологических смыслов, не теряющих своей важности и сейчас. Для примера возьмем отдельные обряды традиционной русской свадьбы, в которых девушка-невеста проходит особенно заметные внутренние шаги.

1. Она прощается с родительским домом. Собирает и увозит из него свои вещи (приданое), разбивается посуда, из которой она ела в родительском доме, мать плачет и прощается с ней «уезжающей на чужу сторонушку», даже если эта «сторонушка» будет в той же деревне через несколько домов, и дочка сможет встречаться с матерью в дальнейшем хоть каждый день. (А изредка бывали и случаи, когда муж переходил в дом жены, но эта часть обряда все равно оставалась)
В чем смысл?
Родительский дом – это некий уклад жизни, установленный родителями и принятый девушкой на уровне привычек, негласных договоров, представлений о том, как правильно. Это некие обязательства по отношению к семье – разделенные обязанности в доме, место, которое дочка занимает в отношениях с родителями и место, которое они занимают в ее жизни. Все это – необходимо оставить, «похоронить», чтобы быть готовой выстраивать нечто совершенно новое в новых условиях построения мира с мужем. Что-то из наработанных правил и умений может быть полезным – и замечательно, это можно будет вернуть, но какие-то привычки и обычаи могут не сочетаться с потребностями и свойствами мужа. И тогда менять уклад оказывается намного легче, если с прежним уже успела попрощаться.
Иными словами – женщину, как хранительницу домашнего очага и домашнего уклада перед свадьбой освобождали от того родительского уклада и обычая, которые она хранила до этого. Чтобы ей было легче принимать и хранить другой – выстроенный уже ею самой осознанно и в согласии с мужем.

Сейчас многие психологические проблемы в молодых семьях, а иногда и причины разводов заключаются в том, что у супругов разные привычки и взгляды на устроение совместной жизни. Начинаешь разбираться и оказывается - женщина (да, в подавляющем большинстве случаев почему-то именно женщина), создав свою семью, принесла в нее тот домашний уклад, который был в ее доме (либо принесла жесткий протест против этого уклада - это по сути одно и то же) и начинает воспроизводить именно его! Совершенно не видя и не слыша при этом запросов и просьб своего мужчины и не пытаясь в чем-то идти ему на встречу. А что тут думать - она же уже знает, "как надо"... А решается череда "ужасных" бытовых и отношенческих проблем, на этом создавшихся, одним простым действием - отказом от "домашней" модели в целом. Часто слышу "Если б я знала!"...

2. Она прощается с подружками. Устраивается девичник, на котором девушка с причетом закрывает отношения с подружками, каждую одаривает, просит прощения за все. Чем обидела и т.п. При этом, как уже говорилось, она может никуда из деревни не деваться и запретов на общение с подружками у нее после свадьбы не возникает.
В чем смысл?
Не знаю, встречалось ли вам, а мне вот довольно часто – в компании несколько подружек обсуждают недавно вышедшую замуж – «ну вот, замуж вышла – и пропала, забыла нас, не нужны мы ей стали, вернуть бы те времена, когда были вместе и было так хорошо!». Говорится это обычно с разной степени, но всегда хотя бы тенью обиды и упрека… Потому что – ушла не попрощавшись, не обозначив и не отметив свой уход. И это – обидно! А она не может не уйти – цели стали другими! Ей теперь не болтать и кокетничать, «хороводиться» хочется, а семью выстраивать, в которой ей жить дальше долгую жизнь. Это же работа не меньшая, чем дом физический построить – стены, крышу, пол, коммуникации, мебель. Все то же самое, только на невещественном уровне… Тут не до подружек какое-то время! И если девушка с ними попрощалась – то все по обычаю, они знают, что так и будет и ни она не чувствует себя виноватой, что друзей бросила, ни они ее не винят. Через год-другой, закончив устроение дома, она вернется к своим подружкам (если осталась в той же деревне), только отношения будет выстраивать уже другие – не ходить на девичьи посиделки, а общаться с теми из них, с кем хочет, и в других условиях – на совместных женских работах, ходить\звать в гости и т.п.

Не знаю, нужны ли здесь комментарии, по-моему, ситуация очень "современная". Со сменой семейного положения часто меняются интересы, и прежний круг дружеского общения и способы проведения досуга в нем перестают увлекать и радовать. И можно, конечно, просто уйти. Но гораздо приятнее, когда получается уходя, поблагодарить за приятное общество и оставить о себе добрые воспоминания.

3. Она выплакивает все страхи перед грядущей семейной жизнью. Девушка, которая на свадьбе не плакала, подозревалась в «испорченности», про нее говорили, что «если не плачет до свадьбы – после все с ней наплачутся». Чтобы избежать такой ситуации, иногда на свадьбу звали специальную женщину-«плачею», чтобы она «молодую расплакала» - своим плачем подняла в ней нужные состояния и помогла их выпустить. Если посмотреть содержание традиционных свадебных причетов невесты – там находится в разных вариантах очень подробное описание «семейного ада»: сверовь – «змея подколодная», свекор – «зверь лютый», золовки и деверя (сестры и братья мужа) – «лисы да вороны», муж – «чуж-чуженин». Соответственно, сверовь со свекром – не жалеют, работой уматывают, не любят, ругают. Деверя с золовками – ненавидят, не жалеют, строят козни. Муж – не любит, бьет, пьет, изменяет, никуда не пускает. И вот обо всем этом девушка на свадьбе должна была публично причетать, даже если жених ей на самом деле был очень даже по сердцу.
В чем смысл?
Некоторым может даже показаться, что девушка такими мыслями «программирует себя на плохое». Ничего подобного! Так бы было, если бы она держала эти мысли в себе или гнала их от себя, то есть от осознавания. В данном же случае происходит обратное – девушка заранее проживает и освобождается от всех возможных страхов перед тем, что ждет ее в новой, замужней жизни. Приходит на ум аналогия с воинской традицией Самураев, которым перед боем рекомендовалось тщательно и подробно представлять себя убитыми всеми возможными способами, для того, чтобы прожить заранее все страхи, чтобы во время битвы они не могли отвлечь или смутить дух воина. Тут похожее – если с чем-то из перечисленного (все сразу – это такая же редкость, как и полное счастье) девушка действительно столкнется после свадьбы – она не будет захвачена дополнительными к ситуации переживаниями по поводу события. Чем-то вроде - «о, как все ужасно!», «о, я же этого и боялась!», «о, за что же мне такое!». А сможет быстро оправиться и начать думать - как с этим уживаться, нет ли способов решить эту проблему, какое поведение лучше выбрать для улучшения своего положения. То есть – не потеряет ясности ума, которую обычно переживания заметно замутняют.

Слезы, плач, причет, когда они не направлены на манипуляцию ближними, могут быть прекрасной техникой проживания и освобождения от любых страхов и печалей, особенно в тех случаях, когда никакими разумными доводами успокоиться не удается, либо не возможности разрешить тягостные сомнения. Наши предки знали об этом и причетом облегчали душу в любые тяжелые моменты. Современные женщины, знакомящиеся с техникой традиционных плачей, утверждают, что она помогает даже в совсем безнадежных и безвыходных случаях и с удовольствием вводят ее в обиход практик эмоциональной разгрузки.

4. Она «покоряется» мужу. Признает его главенство в семье. Это самый больной вопрос для современных женщин, на нем придется остановиться подробнее. По ходу традиционной свадьбы обязательно есть момент, когда жена кланяется мужу в пол, разувает его, другими способами явно обозначает свое уважение по отношению к нему, его главенство, положение "главы семьи". Большинством женщин, не знакомых с традиционной культурой, такое описание узнается, как унижение достоинства женщины, чуть ли не психологическое насилие. И первый вопрос звучит примерно так: "Это что же, он теперь будет делать со мной все, что хочет, всюду командовать, а я должна, как рабыня покорная, все исполнять?". Говорится это с гневом и возмущением. И приходится долго и подробно объяснять. Что, во-первых, во все времена существовали общие правила семейного уклада, за которые мужчина не имел права выходить в своем "командовании". Поэтому полновластия над женой у него все равно не было. И да, раньше эти правила были по отношению к женщине более жесткими и даже временами жестокими и поэтому ее подчиненное положение было более уязвимым и бесправным. Но не все так просто и однозначно при этом в этом обряде. Обратите внимание - почему-то обряд выстроен именно так, мужчина женщину не покоряет! Хотя чего проще - у него есть психологическое право на ее покорность, физическая сила - чего ждать, взял бы, покорил, поработил ее сам - и порядок. Нет же, почему-то в этом обряде мужчина - принимающая сторона, а действие отдается именно женщине. Видимо - подчинения самого по себе не достаточно, или целью обряда является не совсем оно...
В чем тогда смысл?
Смысл для женщины в том, чтобы сразу, еще до начала отношений, поставить мужа "на пьедестал", в возвышенное положение. Ей самой ТАК легче его любить и чувствовать себя довольной с ним рядом, когда она может им восхищаться, уважать, одобрять то, какой он у нее. Так ей легче доверять его решениям. А его задача в таком случае - оправдать это положение и такое доверие. Причем, что любопытно, это "возвышенное положение" женщина далеко не всегда как-либо соотносит с собой, со своим положением (поэтому собственная униженность при этом - далеко не обязательна). Например, она может считать его "лучшим среди других мужчин" или просто "лучшим для себя".
А смысл для мужчины - признание женщиной его права решать семейные вопросы "за двоих" - это то основание, на котором он действительно может спокойно брать на себя ответственность за их семью. Без ее согласия он либо будет каждый раз опасаться проявлений ее "непокорности" и тратить массу сил на постоянное "покорение" во всех мелочах (что сейчас, кстати, случается во многих семьях), либо просто откажется брать на себя свою часть ответственности и предоставит женщине "тащить всю семью" на себе (тоже довольно распространенная ситуация).
Не берусь утверждать, что наши предки понимали эти смыслы так же, как говорю о них я. Но точно можно утверждать, что об этих мужских и женских свойствах знали. И знание это использовали в правилах поведения в семье.
Кроме того, признание права решать и руководить не является запретом на обсуждение, критику и высказывание своего мнения, предложений и пожеланий. Есть же народная поговорка, что "муж в семье - голова, а жена - шея". ;)

Мой вполне современный опыт работы с налаживанием отношений в семье показывает, что принятие (а иногда и специальная передача) женщиной права мужчины решать большие стратегические вопросы в семье дает обоим значительную экономию душевных сил. К тому же мужчина обычно сразу становится активнее в рамках семейных дел и включается в выполнение обязанностей, от которых прежде без постоянных нажимов жены отвлекался. А поиск и нахождение оснований, на которых женщина сможет ощущать своего мужчину величественным, уважаемым, даже достойным в чем-то поклонения - дает всплеск ее любви и восхищения, на котором оба испытывают большой душевный подъем.

Тема большая, ее можно продолжать и дальше. Но, думаю, приведенных примеров достаточно для понимания того, что замужество традиционно виделось не просто, как переезд из дома в дом или внешнее оформление отношений с половым партнером, но и как значительное изменение внутреннего состояния женщины. Это или подобное изменение может происходить и с современными выходящими замуж женщинами, несмотря на изменившиеся внешние условия и наличие более тонких душевных запросов. И традиционный свадебный обряд несет в себе достаточно много подсказок о способах и направлении изменения внутреннего состояния женщины, становящейся замужней. Эти подсказки можно использовать и в результате получать взаимное удобство отношений и радостные изменения в семейной жизни. :)

UPD. Статью мощно отредактировала. В результате, как мне сейчас кажется, она стала более цельной и ясной, но потеряла часть глубины для меня. В общем, не хуже и не лучше, немного иначе. А вам как?

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
sun_n_smiles
Nov. 6th, 2012 09:33 pm (UTC)
очень интересная статья и с удовольствием прочитаю об инициациях - интересно о них вообще, не только применительно к одному народу или событию
lyosia
Nov. 8th, 2012 11:51 am (UTC)
Да, я так и хотела рассмотреть - на примере своего народа, о котором больше всего понимаю, но с обобщениями. Потому что в целом схема везде одна - "декорации" только меняются...
(no subject) - sun_n_smiles - Nov. 9th, 2012 11:02 am (UTC) - Expand
vyrr
Nov. 7th, 2012 05:46 am (UTC)
Хорошая статья! читаю и понимаю, что у меня многие стороны "не проработаны") обычная роспись в ЗАГСе, конечно, не дает осознания всего происходящего))
lyosia
Nov. 8th, 2012 11:52 am (UTC)
Лучше поздно, чем никогда! :)
Рада быть полезной.
ma_marie
Nov. 7th, 2012 09:22 am (UTC)
спасибо!) добавлю в избранное;) еще про инициации было бы интересно послушать.
lyosia
Nov. 8th, 2012 11:54 am (UTC)
Кстати, про "послушать"...
Мы с моей напарницей подготовили что-то типа лекции про смысл традиционных возрастных посвящений. Но в то место, для которого эту лекцию-беседу готовили, нас пока не зовут. Если есть компания и зал - можем расскаать и вживую. ;)
chopinn
Nov. 8th, 2012 04:51 am (UTC)
И как тебе, Лесия, это удается. Так чисто, ясно, понятно и по полочкам. И при этом никакого эго;) Спасибо!
lyosia
Nov. 8th, 2012 11:56 am (UTC)
А вот просто переполняет меня сейчас эта тема!
Готовимся с Ниной в эти выходные вести тренинг "Замужняя женщина - секреты счастья и роста" (http://www.slps.ru/directions/soul/zamuzhnjaja-zhenschina-sekreti-schast-ja-i-rosta.html). Готовиться начали заранее, и в процессе сама собой эта статья родилась... :)
livejournal
Nov. 8th, 2012 04:52 am (UTC)
Замужество - это особое состояние!
User chopinn referenced to your post from Замужество - это особое состояние! saying: [...] еще раз выйти замуж за своего мужа... Originally posted by at Замужество - это особое состояние! [...]
mamdarinka
Nov. 8th, 2012 05:55 am (UTC)
Охохо! Так мне спасибо нужно бабушкам и другим старшим родственницам сказать, которые на нашей свадьбе обрыдались: сама хоть и не отплакала девичество, а в голове при виде таких слёз горьких что-то сдвинулось.
И прощания с родительским укладом в чистом виде у меня не было, но _ту посуду_ я всю потом перебила Ж)
Абзац о покорности -- в избранное!
Спасибо Вам за статью! очень полезно и своевременно.
lyosia
Nov. 8th, 2012 11:58 am (UTC)
И вам спасибо... Так занятно! Либо мнения положительные, либо остро отрицательные... ;) В Фейсбуке вообще чуть ли не война патриархата с матриархатом в комментах развернулась... :))))
niuba
Nov. 8th, 2012 06:34 am (UTC)
Лёса, хорошо ты написала, понятно и полезно.
lyosia
Nov. 8th, 2012 11:59 am (UTC)
Спасибо, милая! :)
zaec_sib
Nov. 8th, 2012 09:09 am (UTC)
как интересно :)
я как раз заметила, что пока не всё (будучи уже замужней) было сделано - я прям одной ногой в родительском доме и дозамужней жизни жила
lyosia
Nov. 8th, 2012 12:00 pm (UTC)
Да, сейчас, к сожалению, традицию никто не помнит, и такие вот детальки, не самые важные относительно основного события, просто не осознаются.
А потом - они "догоняют" и начинают портить жизнь...
livejournal
Nov. 8th, 2012 09:35 am (UTC)
Замужество - это особое состояние!
User parizanka referenced to your post from Замужество - это особое состояние! saying: [...] нал взят у в Замужество - это особое состояние! [...]
livejournal
Nov. 8th, 2012 09:35 am (UTC)
Замужество - это особое состояние!
User ermilovva referenced to your post from Замужество - это особое состояние! saying: [...] нал взят у в Замужество - это особое состояние! [...]
livejournal
Nov. 8th, 2012 09:40 am (UTC)
Замужество - это особое состояние!
User tinksaint referenced to your post from Замужество - это особое состояние! saying: [...] нал взят у в Замужество - это особое состояние! [...]
livejournal
Nov. 8th, 2012 11:07 am (UTC)
Замужество - это особое состояние!
User sono_lu referenced to your post from Замужество - это особое состояние! saying: [...] нал взят у в Замужество - это особое состояние! [...]
ledi_rado
Nov. 8th, 2012 11:44 am (UTC)
Лёса, волшебная статья! А я еще откладывала ее прочтение дня три. Спасибо тебе!
lyosia
Nov. 8th, 2012 12:01 pm (UTC)
На здоровьице! Твои мысли тоже последнее время читаю с удовольствием и благодарностью! :)
(no subject) - ledi_rado - Nov. 8th, 2012 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lyosia - Nov. 8th, 2012 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ledi_rado - Nov. 8th, 2012 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ozya - Jul. 21st, 2013 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lyosia - Jul. 31st, 2013 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ozya - Jul. 31st, 2013 08:49 pm (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 8th, 2012 11:49 am (UTC)
Замужество - это особое состояние!
User ledi_rado referenced to your post from Замужество - это особое состояние! saying: [...] Я тоже прочла и вам настоятельно рекомендую. Оригинал взят у в Замужество - это особое состояние! [...]
livejournal
Nov. 8th, 2012 12:36 pm (UTC)
Замужество - это особое состояние!
User eternity_scout referenced to your post from Замужество - это особое состояние! saying: [...] Я тоже прочла и вам настоятельно рекомендую. Оригинал взят у в Замужество - это особое состояние! [...]
annarakhmanina
Nov. 8th, 2012 03:55 pm (UTC)
Замечательная статья, спасибо!
livejournal
Nov. 8th, 2012 04:32 pm (UTC)
Замужество - это особое состояние!
User egarimea referenced to your post from Замужество - это особое состояние! saying: [...] нал взят у в Замужество - это особое состояние! [...]
livejournal
Nov. 8th, 2012 06:08 pm (UTC)
Замужество - это особое состояние!
User kudryashka_sju referenced to your post from Замужество - это особое состояние! saying: [...] нал взят ув Замужество - это особое состояние! [...]
livejournal
Nov. 8th, 2012 09:16 pm (UTC)
Замужество - это особое состояние!
User mama_being referenced to your post from Замужество - это особое состояние! saying: [...] нал взят у в Замужество - это особое состояние! [...]
mamdarinka
Nov. 9th, 2012 03:22 am (UTC)
скажите пожалуйста, а не планируется ли статья на суть свадьбы с "мужской стороны"? для мужчины-то ведь тоже переход нешуточный. было бы очень интересно узнать, как там дело обстоит.
lyosia
Nov. 9th, 2012 08:46 am (UTC)
Про мужчин мне писать намного сложнее - они такие Другие...
Но если совсем коротко - если женщина в свадебном обряде "покоряется" мужу, то мужчина - обществу, общине. Ну, и во вторую очередь жене тоже, они же в связке...
Очень люблю из "Песни о Гайавате":

Муж с женой подобен луку,
Луку с крепкой тетивою,
Хоть она его сгибает,
Но ему сама послушна,
Хоть она его и тянет,
Но сама с им неразлучна,
Порознь - оба бесполезны!
(no subject) - dara_spring - Nov. 13th, 2012 08:03 am (UTC) - Expand
Замужество - ВО! - azarstar - Nov. 13th, 2012 04:07 pm (UTC) - Expand
livejournal
Nov. 9th, 2012 07:51 am (UTC)
Замужество - это особое состояние!
User lovel_iness referenced to your post from Замужество - это особое состояние! saying: [...] нал взят у в Замужество - это особое состояние! [...]
livejournal
Nov. 9th, 2012 09:05 am (UTC)
Замужество - это особое состояние!
User nadya_kalinka referenced to your post from Замужество - это особое состояние! saying: [...] нал взят у в Замужество - это особое состояние! [...]
livejournal
Nov. 9th, 2012 01:10 pm (UTC)
Замужество - это особое состояние!
User ksysh_ka referenced to your post from Замужество - это особое состояние! saying: [...] Оригинал взят у в Замужество - это особое состояние! [...]
livejournal
Nov. 11th, 2012 07:37 am (UTC)
No title
User sundance_cat referenced to your post from No title saying: [...] и смысл традиции переходов\инициаций\посвящений вообще. Но об этом – в следующих статьях. [...]
zov_vetra
Nov. 13th, 2012 05:59 am (UTC)
По поводу "4. Она «покоряется» мужу. " есть небольшой нюанс, как мне видится. Суть обряда в добровольном согласии, это связывает крепче, чем выбитое с помощью физического или психологического давления.
В современном контексте (как мне кажется) это спорный вопрос, хотя многим дамам не помешало бы. То есть, подходя практически, я бы в современную инициацию включила двусторонее признание главенства, просто по разным областям (мужчина вовне, женщина внутри дома). Так, чтобы как жена признавала в муже хозяина, так и муж признавал в жене хозяйку.
А вообще свадебная инициация очень хорошая щтука, мы так одну "свою" выдавали замуж. Причем, задача стояла нетривиальная: свадьба была задумана "как у людей" для родственников, поэтому требовалось вписать обрядовую часть так, чтобы она не вызывала сильных вопросов.

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 53 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser