Previous Entry | Next Entry

ДЕНЬ 3.
Последний день пребывания в Аркаиме. С утра - с одной стороны еще много времени, чтобы успеть все, что еще хотелось тут, а с другой - понимание, что пространство этого путешествия уже готово начать закрываться, граница близко...
Позавтракав, мы отправились в "Музей Природы и Человека". Решили пойти без экскурсовода. Саша, которая водила нас на Городище, рекомендовала музей, поскольку там представлены некоторые предметы, найденные при раскопках в Аркаиме. От лагеря до музея километра полтора, идти по жаре, поэтому пошли пораньше.
Здание музея очень пафосное и по архитектуре выделяется из всего прочего. У нас возникло впечатление, что оно возводилось к приезду Медведева (внутри висит фото, запечатлевшее его посещение этих мест). В здании простор и приятная прохлада. Есть зал на первом этаже, где по просьбе крутят небольшой фильм про Аркаим. Еще на первом этаже несколько стендов с окаменелостями, и выставочный зал, не относящийся к тематике Аркаима. В наш приезд там была выставка глиняной игрушки. Мне, побывавшей во многих этнографических музеях, экспонаты показались не интересными. Похоже на стилизацию под игрушки разных областей, старинных и притягивающих внимание экспонатов не обнаружила (а заню, как это бывает).
Второй этаж - постоянная экспозиция. Небольшой участок помещения отведен под предметы быта Оренбургских казаков. Но организаторы выставки - явно не спецы в этой сфере. Классический накосник встретила в витрине с подписью - "нагрудные и нашейные украшения"... ;)))) Не, ну конечно, если его на косу, а косу перебросить на грудь, то за нагрудное сойдет... А некоторые экспонаты вообще не подписаны. Например, интересной формы люлька. Да, и еще встретила впервые - белые рушники. Ткань белая, кружево белое, вышивка белая. Когда просто висят на стене, не по обряду - странное впечатление производят, сформулировать не могу...
Витрину с черепом и костями пропустила - как то не тянет чужие человеческие кости разглядывать.
Интереснее всего, конечно же - остатки глиняных горшков с росписью. Роспись в основном - прямыми и косыми частыми черточками, много зигзагов. Очень просто и очень уютно. Реконструкторам на заметку! ;)
Своих фото в музее не делали, поэтому пример из сети.

Среди украшений, носимых на себе, очень много спиралей - браслеты с двумя спиралями по краям, кольца. Еще произвело впечатление женское головное украшение (деталь головного убора?) - кожаный обруч, к которому на висках крепится еще одна "шлея" с подвесками, замкнутая под подбородком, от виск до виска как "борода" такая получается. Очень необычное ощущение, не представляю, каково это в ношении... И сзади к обручу крепятся либо еще пара длинных металлических шнуров с остриями на конце, или еще кожаная деталь, на которую эти острия и металлические линии к ним нашиваются отдельными детальками. То есть в целом довольно тяжелая по весу выходит конструкция. Фото манекена в украшении, рядом с ним витрина с висящим другим вариантом того же украшения, утащено из сети.
ark09
Экспонаты, относящиеся к периоду кочевников и к каменному веку, не сильно заинтересовали, их можно увидеть и во многих других музеях. Удивила, разве что, сохранность каменных бусин - сияют, как только что из магазина... )))

После похода в музей стали потихоньку планировать возвращение в Магнитогорск. От варианта доехать на Челябинском автобусе до Агапово (там с Челябинской трассы поворот, ехать недалеко и транспорта много ходит) - быстро отказались, узнав, что автобус идет из Аркаима в 2 часа ночи... В дневное время он ходит только в выходные. Больше регулярных автобусов из Аркаима не ходит никаких и никуда. Остался один вариант - попадать на трассу в 9 утра (7 по Москве) и садиться на проходящий все тот же рейс Бреды-Магнитогорск (проходит мимо поворота около 10:30, останавливается по требованию), больше рейсов нет (есть еще один через день, в 11 утра, но нам не могли сказать точно, по каким дням). Подумав, решили, что хотим чуть дольше поспать, и поэтому с вечера выдвинемся к трассе и заночуем у поворота.

На том оставила Милого а лагере, и пошла снова на полюбившуюся горку, решив напоследок пройтись по имеющейся спирали, "как положено", ничего от себя не добавляя. Как водится, никого там, пока я ходила, не было. Что могу сказать про отличие - двигаясь без частых поворотов, как происходит в "северном" лабиринте (не знаю, как ту форму правильнее обозвать), сложнее удерживать внимание в теле, легче "уносит". И с таким "мерцающим" осознаванием общение с местом тоже получается "мерцающим"... Так вот, более простая форма в действии оказывается более сложной...

Вернулась с горки довольная и наполненная, стали снова беседовать про тему перемен. И всплыла в какой-то момент очень важная для меня мысль - перемены - это всегда переход. И чтобы он прошел успешно и без лишних нагрузок, полезно прежде всего очень хорошо понимать, где ты находишься (свое положение), и что по большому счету ты хочешь получить в результате перемен! И только потом решать - какого рода перемены для этого нужны. )))) Тут же опробовала теорию на своем примере и была поражена - никак не складывающийся у меня проект - оказался не единственным, и даже, похоже, не лучшим путем к тому, что я в результате него хотела получить. )))) Это открытие - дополнительный подарок места, я считаю. ;)))

Погода всей второй половины дня нам благоприятствовала - было облачно. Мы потихоньку собрали палатку, свернули лагерь, и почти собрались уходить, как вдруг к нам пожаловал Гость.
Он был довольно активен, и позировал плохо. Все время норовил перебежать мне на пальцы, я пугалась, издавала громкие пронзительные звуки и выпускала из рук предмет, на котором был Гость. Но все же чудом милый успел поймать его в камеру телефона. Гость позирует на чехле от котелка. Все-таки пластика у богомолов удивительная. Ну и цапалки на передних лапках тоже такие, внушительные.

Потом мы загрузились максимальным запасом воды - в себя в виде чая, с собой в пластиковых бутылках, потому как до магазина в Кизильском (около 60км по трассе в сторону Магнитогорска, автобус делает там остановку) поздним утром следующего дня больше питьевой воды не предвиделось. И отправились в путь. До поворота надо было пройти около 10 км (до Аркаима от трассы считается 8км, но "нулевой километр" находится на краю музейного комплекса, откуда до лагеря еще около 2 км). Брать машину или стопить проходящие почему-то не захотелось, да и рюкзаки были не тяжелые. А еще, я это поняла уже потом, мне не хватило Дороги по Степи. Ощутить ее под ногами, вокруг, не из окошка автобуса или автомобиля. Идти, постоянно наблюдая справа медленный закат, который ничто не заслоняет, ибо степь. Наблюдать время от времени полет крупных хищников на горизонте. Пройти мимо сбитой машиной пару дней назад (судя по запаху) "мати-лисичи". Встречать показывающийся из-за горизонта очередной кусочек дороги, уходящей за горизонт... Фото примерно с полпути.
До поворота дошли по свету, но уже после захода солнца. Справа и слева от дороги были поля со стерней и наваленными вручную стогами. Все же такой стог мне нравится гораздо больше, чем машинный "цилиндрик" или "кирпич", даже просто на вид. Заночевали в поле справа, быстренько поставив палатку, пока не стало совсем темно.

День на этом закончился, но до окончания моего рассказа осталось совсем немного, поэтому продолжу и закончу.
На рассвете, вместо будильников, нас разбудили суслики! С вечера мы видели на поле множество их нор, и даже слышали редкие негромкие пересвистывания. Но то, что нас разбудило, не шлос этим ни в какие сравнения! Они произносили свое "Тю-тю-тю!" на разные лады, в разном удалении от палатки, и некоторые были, судя по всему, близко. У кого-то это напоминало соловьиное щелканье, самый близкий и пронзительный был похож на будильник, кто-то это был именно свист. Свое "тю-тю-тю" они произносили с очень разнообразным выражением - от нежного и веселого, до возмущенного и язвительного. )))) Фото не будет, свистуны крайне осторожны, мы их так и не видели.

Встав, мы быстро умылись, позавтракали и вышли на трассу. В 9 утра (по местному) в субботу на трассе проезжает одна машина за 2-3 минуты. И - тишина... Ждем автобуса.
Конечно, автобус приехал, и мы успешно добрались и до города, и до аэропорта. Аэропорт в Магнитогорске, кстати, тоже очень тихое и спокойное место. В сутки идет всего несколько рейсов, трасса в 200 метрах примерно, и ни машин, ни людей между рейсами. Прогуливаясь в окрестностях ближе к вечеру, обнаружили поле с цветущей гречихой.
Кроме приятного вида, она еще и замечательно пахнет.
Ну вот, на этом и закончу свой рассказ.
В поездке наметилось еще несколько интересных тем для статей, которыми начну в ближайшее время вас радовать. )