?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Встретила в ленте важную, на мой взгляд, и больную (и большую) тему - о том, что очень многое из наследия традиционной культуры, попадая в "промышленную обработку", "на поток" - теряет то внутреннее качество "живого", за которое мы ее и любим и ценим. Разговор велся о вышивке, и шире - о предметах народных промыслов. Но я бы взяла еще шире - потому что то же самое можно отнести и к песням, танцам, обрядам, сказкам, былинам и т.д.
Ко ВСЕМУ народному творчеству в целом.
И дальше автор поста задается вопросом - а что же делать? Как не потерять качество "живости", "тепла" в изделиях?
Один из ответов (и проверенных путей) - это максимально точная реконструкция, включая материалы и технологию изготовления предметов. Но это не всегда возможно. Вдобавок, есть примеры того, что предмет делается не так, не точно, с нарушениями, а впечатление "тепла и жизни", "правильности", "настоящести" - остается. И поэтому остается вопрос - от чего же зависит это важное какое-то качество, которое так хочется не потерять? И что в этой связи делать?
Начало рассуждения, от которого я отталкиваюсь, тут: http://tradtextil.livejournal.com/103847.html#cutid1
Я делала попытку диалога с автором журнала когда-то, но реакция а мои мысли была очень резкая и потому я туда не пишу. Но внимательно читаю и посты, и комментарии. В этот раз в комментах - еще и картинки прекрасные.
А написала свои мысли в перепосте того же текста у моей френдессы wed_ma : http://w-e-d-m-a.livejournal.com/595127.html?view=comments Там и еще в комментах интересное есть.
Ну а теперь - собственно, мои мысли, которые родились в ответ на заданный вопрос. Первая мысль была - что вопрос стоит задать иначе - а ЧТО за качество имеют изделия народных промыслов и теряют "промышленные копии" тех же изделий? Если понять - что, будет легче думать, как это сохранить... И вот что у меня получилось:
"Мы сейчас очень мало думаем об основах. Просто не задумываемся. И часто "не то" получается именно от того, что не были поняты основы...
А если задуматься... Промышленные предметы искусства ощущаются "не живыми, холодными". А старинные, изготовленные вручную, либо сделанные современными реконструкторами (с почти точным повторением техники) - "теплыми, живыми". А если задуматься об основе, и задаться "идиотским" вопросом - а что значит для меня понятие "живой, теплый" по отношению к неодушевленному (и не обладающему собственной температурой тела) предмету? И если начать смотреть в свои ощущения от предмета, то родится ответ вроде того, что "когда я смотрю на эту вещь, этот узор, то чувствую, что либо он рождает во мне какое-то душевное движение, либо чувствую, что он как-то со мной взаимодействует"...
А еще можно задаться тоже "очевидным" вопросом - а зачем, с какими целями в крестьянской культуре столько сил, времени и значения уделялось вышивке и прочим техникам отделки костюма и предметов быта? Ведь крестьянская культура - предельно практична, направлена на выживание сообщества и "плодородие", то есть на "искусство ради искусства" там времени вообще нет! Там другие задачи. Какие? А вот это вопрос... Но ясно, что для решения этих задач вот такое оформление (не хочется употреблять понятие "украшение", потому что тогда надо говорить об основе понятия "красота", а это тоже целая тема) предметов было важно и возможно даже необходимо. И задачи эти явно не связаны с той естественно-научной картиной мира, из которой мы пытаемся понять их... Хотя бы потому, что "вещь, рождающая движение в сознании смотрящего на нее" - это никуда не укладывается же... А ведь на самом деле не просто "какое-то движение", а совершенно определенное, направленное на оживление, благополучие и процветание...
И если так вот видеть задачу, ради которой изделие делаешь, то будет понятнее, что можно делать "промышленно", а что только руками (и почему), какие техники и узоры приведут к нужной цели, а какие нет. Ну, или еще есть путь, которым идут реконструкторы - без понимания (хотя оно может прийти в процессе), максимально точно воспроизводить предметы крестьянской культуры.
А иначе - все не то, совершенно согласна..."
Хочу поднять эту тему и здесь, у меня в журнале. Буду рада вашим мыслям, вопросам, рассуждениям и дополнениям.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
pisancharka
Jan. 8th, 2011 06:37 pm (UTC)
Простое точное копирование ничего живого не дает. Это как прилежные фольклористы - соберут песни, а потом что мужики, что женщины поют одинаковыми старческими голосами. Смешно.
Любое явление можно оценивать только относительно задачи, как я понимаю. Сами задачи для которых создавалась вышивка, для чего песни пелись - это уже утеряно почти безвозвратно. Поэтому по большей части и не получается.
(Anonymous)
Jan. 8th, 2011 07:31 pm (UTC)
Польза точного копирования - ...
Сложный вопрос!
С одной стороны - совершенно согласна про вокальные коллективы типа фольк. ансамбля московской консерватории - там музыкальная точность предельная (мотив, ритм, тембр голосов), а жизни нет...
С другой стороны - смотря, что копировать... Если считать, что песня ограничивается мотивом, ритмом, словами и тембром голосов, это исполняющих - то копия точная. А если, например, попробовать скопировать состояние исполнителей... Или то, как они песню "играют", проживают, когда поют? Думаю, это интуитивно получается у части фольклорных ансамблей (чаще не очень профессиональных или вообще любительских, потому как высокие профессионалы смотрят на музыку под иным углом). И такие коллективы или такие песни ощущаются очень даже "живыми".

Но это о песнях. А если взять ручной труд - тут есть масса свидетельств, что люди, делающие копию "сильной вещи" - начиная от статуи Будды, православной иконы старинной, писанки, делавшие точную копию костюма или детали народного костюма - получали некие переживания, озарения, "просветления" и "благодати", и вещь, ими изготовленная, становилась тоже "живой" и ощущалась в одном ряду с оригиналом.
Другое дело - что это происходит не со всеми вещами и не со всеми мастерами, делающими копии... Интересно, почему?
Я предполагаю, что опять же все дело в задаче. ;) И потому считаю, что копирование изделия и технологии - это возможный путь к достижению "правильного", сильного состояния вещи. Но только при наличии ЗАДАЧИ понять или достичь такого состояния. Если цели такой нету - то вполне возможно, что копия не будет "живой".
lyosia
Jan. 8th, 2011 07:33 pm (UTC)
Ой, это я была. Просто что-то браузер пароль сбросил... :)
orient_alla
Jan. 18th, 2011 03:57 pm (UTC)
Лёса! Спасибо тебе ОГРОМНОЕ за этот пост! Пошла читать и думать. Потом напишу. Передо мной сейчас этот вопрос стоит очень живо и буквально. Только про вышивку косвенно и как у заказчика, а вот про домовую резьбу прямо. :)
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser