lyosia (lyosia) wrote,
lyosia
lyosia

О народной вышивке и не только. Старина "Живая" и "Мертвая".

Встретила в ленте важную, на мой взгляд, и больную (и большую) тему - о том, что очень многое из наследия традиционной культуры, попадая в "промышленную обработку", "на поток" - теряет то внутреннее качество "живого", за которое мы ее и любим и ценим. Разговор велся о вышивке, и шире - о предметах народных промыслов. Но я бы взяла еще шире - потому что то же самое можно отнести и к песням, танцам, обрядам, сказкам, былинам и т.д.
Ко ВСЕМУ народному творчеству в целом.
И дальше автор поста задается вопросом - а что же делать? Как не потерять качество "живости", "тепла" в изделиях?
Один из ответов (и проверенных путей) - это максимально точная реконструкция, включая материалы и технологию изготовления предметов. Но это не всегда возможно. Вдобавок, есть примеры того, что предмет делается не так, не точно, с нарушениями, а впечатление "тепла и жизни", "правильности", "настоящести" - остается. И поэтому остается вопрос - от чего же зависит это важное какое-то качество, которое так хочется не потерять? И что в этой связи делать?
Начало рассуждения, от которого я отталкиваюсь, тут: http://tradtextil.livejournal.com/103847.html#cutid1
Я делала попытку диалога с автором журнала когда-то, но реакция а мои мысли была очень резкая и потому я туда не пишу. Но внимательно читаю и посты, и комментарии. В этот раз в комментах - еще и картинки прекрасные.
А написала свои мысли в перепосте того же текста у моей френдессы wed_ma : http://w-e-d-m-a.livejournal.com/595127.html?view=comments Там и еще в комментах интересное есть.
Ну а теперь - собственно, мои мысли, которые родились в ответ на заданный вопрос. Первая мысль была - что вопрос стоит задать иначе - а ЧТО за качество имеют изделия народных промыслов и теряют "промышленные копии" тех же изделий? Если понять - что, будет легче думать, как это сохранить... И вот что у меня получилось:
"Мы сейчас очень мало думаем об основах. Просто не задумываемся. И часто "не то" получается именно от того, что не были поняты основы...
А если задуматься... Промышленные предметы искусства ощущаются "не живыми, холодными". А старинные, изготовленные вручную, либо сделанные современными реконструкторами (с почти точным повторением техники) - "теплыми, живыми". А если задуматься об основе, и задаться "идиотским" вопросом - а что значит для меня понятие "живой, теплый" по отношению к неодушевленному (и не обладающему собственной температурой тела) предмету? И если начать смотреть в свои ощущения от предмета, то родится ответ вроде того, что "когда я смотрю на эту вещь, этот узор, то чувствую, что либо он рождает во мне какое-то душевное движение, либо чувствую, что он как-то со мной взаимодействует"...
А еще можно задаться тоже "очевидным" вопросом - а зачем, с какими целями в крестьянской культуре столько сил, времени и значения уделялось вышивке и прочим техникам отделки костюма и предметов быта? Ведь крестьянская культура - предельно практична, направлена на выживание сообщества и "плодородие", то есть на "искусство ради искусства" там времени вообще нет! Там другие задачи. Какие? А вот это вопрос... Но ясно, что для решения этих задач вот такое оформление (не хочется употреблять понятие "украшение", потому что тогда надо говорить об основе понятия "красота", а это тоже целая тема) предметов было важно и возможно даже необходимо. И задачи эти явно не связаны с той естественно-научной картиной мира, из которой мы пытаемся понять их... Хотя бы потому, что "вещь, рождающая движение в сознании смотрящего на нее" - это никуда не укладывается же... А ведь на самом деле не просто "какое-то движение", а совершенно определенное, направленное на оживление, благополучие и процветание...
И если так вот видеть задачу, ради которой изделие делаешь, то будет понятнее, что можно делать "промышленно", а что только руками (и почему), какие техники и узоры приведут к нужной цели, а какие нет. Ну, или еще есть путь, которым идут реконструкторы - без понимания (хотя оно может прийти в процессе), максимально точно воспроизводить предметы крестьянской культуры.
А иначе - все не то, совершенно согласна..."
Хочу поднять эту тему и здесь, у меня в журнале. Буду рада вашим мыслям, вопросам, рассуждениям и дополнениям.
Tags: размышления, рукоделия, чужие мысли, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments