?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сперва мне попалась статья из журнала СнобКого боятся подростки?. А потом пришло предложение написать комментарий к ней для портала "Сознательно.ру", где идет обсуждение этой статьи и поднятых в ней тем. И вот, что у меня получилось:
"Главная мысль и основа всего разговора мне близка и кажется в целом верной - "современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой". И хотелось бы продолжить разговор на эту тему. Но сначала придется сделать несколько отступлений, связанных с мыслями и деталями, изложенными автором статьи, чтобы уточнить картину.

Во-первых, прямо за той цитатой, которую я привела, продолжением идет мысль - "...от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся." Мне этот вывод кажется странным и не очень вытекающим из начального посыла. Да, с "внутренним миром", скорее всего, в результате у детей что-то не так. Но, возможно, поэтому-то они и боятся встречи с ним, остаться в нем? Не по незнанию, а именно от знания, что там пусто, а? Ведь что такое Внутренний Мир? Кто и чем его наполняет, или он наполняется сам собой? Достаточно просто его в себе найти и рассмотреть, или нужно самостоятельно его выстраивать и наполнять? А вдруг там и правда - НИЧЕГО? Тогда я понимаю детей, что им панически страшно, и они прерывают эксперимент.

Во-вторых, на результаты эксперимента, на мой взгляд, мог оказать влияние еще один фактор. Общеизвестно, что детям в младенческом возрасте жизненно необходимо общение, они без него (при идеальном физическом уходе в условиях "инкубатора") не выживают. И далее с возрастом эта потребность потихонечку уменьшается (как жизненно необходимая) и после наступления половозрелости человек способен к длительному автономному существованию. Так вот, наступление этой самой "способности к автономии" происходит у разных детей в разное время, в среднем - в 12-14 лет. Поэтому некоторые дети 12-13 лет, участвовавшие в эксперименте, могли быть к нему еще не вполне готовы. И лишение общения могло неосознанно восприниматься ими как угроза лишения важного для жизни ресурса (это может вызывать панику). К тому же, если у такого ребенка есть из более раннего возраста травма на тему недостатка внимания от родителей, то лишение общения узнается, как
наказание и вызывает соответствующие чувства.

Так что возможно, при другой выборке подростков результат был бы несколько лучше. Но это никак не снижает остроты самой поднятой темы. Так что теперь о ней.

Тему я бы обозначила, как - ловушка "культуры Развлечения". Человек так устроен, что ему для ощущения полноты жизни нужна не только телесная пища, но и "пища для ума" и для души. Некие впечатления разной эмоциональной окраски и глубины, мысли и вопросы "для подумать". Естественным путем ребенок сперва получает эту "пищу" из окружающего мира и от родителей, прилагая для этого некоторые усилия - вступая в общение, изучая свои игрушки и пространство дома, пытаясь подражать действиям домашних. То есть, совершая некое движение "в мир" и получая от мира "ответ". Потом, взрослея, ребенок естественно учится сам создавать "миры" для получения впечатлений и мыслей - игровые (сказочные), миры увлечений, миры общения с друзьями, и из них потом постепенно формируется свой "внутренний мир". Книги тоже играют роль в обучении созданию миров - ведь читая, приходится совершать дополнительную работу, представляя себе описываемое цельной динамичной картиной и дорисовывая воображением детали. И во всей этой цепочке "питания своего сознания" присутствует на уровне условия то, что в "развлечение" нужно как-то вкладываться, совершать какую-то деятельность, подготовку, усилия по
"добыванию" ощущений и мыслей.

А в современной "культуре развлечений" - делать ничего не нужно. Максимум - нажимать кнопку. Или две. И будут мысли, впечатления, картинки, юмор, чувства разной глубины - все, что надо. Только вовремя кнопку нажимай. И я даже не считаю, что это плохо само по себе! Плохо то, что при этом не формируется навык развлекать себя самостоятельно (а зачем?), не возникает необходимости как-то устраивать свой "внутренний мир" (а зачем, если "кнопка" в которой целый мир ощущений всегда рядом?) и не нарабатывается умение самому создавать миры-пространства со свойствами, необходимыми именно для себя. А отсюда - зависимость от "развлекалки" и несамостоятельность - ожидание, что кто-то другой подростку должен создать богатый ощущениями мир, а сам он этого не может и потому нуждается в других.

При этом понятно, что у разных детей потребности в общении бывают разные. Страх остаться надолго без общения зависит еще и от этого. Но вот над умением "самому себя занять и развлечь" стоит специально работать, этому можно и нужно учить и учиться. И созданию богатого и дающего силы "внутреннего мира". И не только подросткам, но и некоторым взрослым...

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser