lyosia (lyosia) wrote,
lyosia
lyosia

Categories:

Подростки и одиночество. Размышления на тему.

Сперва мне попалась статья из журнала СнобКого боятся подростки?. А потом пришло предложение написать комментарий к ней для портала "Сознательно.ру", где идет обсуждение этой статьи и поднятых в ней тем. И вот, что у меня получилось:
"Главная мысль и основа всего разговора мне близка и кажется в целом верной - "современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой". И хотелось бы продолжить разговор на эту тему. Но сначала придется сделать несколько отступлений, связанных с мыслями и деталями, изложенными автором статьи, чтобы уточнить картину.

Во-первых, прямо за той цитатой, которую я привела, продолжением идет мысль - "...от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся." Мне этот вывод кажется странным и не очень вытекающим из начального посыла. Да, с "внутренним миром", скорее всего, в результате у детей что-то не так. Но, возможно, поэтому-то они и боятся встречи с ним, остаться в нем? Не по незнанию, а именно от знания, что там пусто, а? Ведь что такое Внутренний Мир? Кто и чем его наполняет, или он наполняется сам собой? Достаточно просто его в себе найти и рассмотреть, или нужно самостоятельно его выстраивать и наполнять? А вдруг там и правда - НИЧЕГО? Тогда я понимаю детей, что им панически страшно, и они прерывают эксперимент.

Во-вторых, на результаты эксперимента, на мой взгляд, мог оказать влияние еще один фактор. Общеизвестно, что детям в младенческом возрасте жизненно необходимо общение, они без него (при идеальном физическом уходе в условиях "инкубатора") не выживают. И далее с возрастом эта потребность потихонечку уменьшается (как жизненно необходимая) и после наступления половозрелости человек способен к длительному автономному существованию. Так вот, наступление этой самой "способности к автономии" происходит у разных детей в разное время, в среднем - в 12-14 лет. Поэтому некоторые дети 12-13 лет, участвовавшие в эксперименте, могли быть к нему еще не вполне готовы. И лишение общения могло неосознанно восприниматься ими как угроза лишения важного для жизни ресурса (это может вызывать панику). К тому же, если у такого ребенка есть из более раннего возраста травма на тему недостатка внимания от родителей, то лишение общения узнается, как
наказание и вызывает соответствующие чувства.

Так что возможно, при другой выборке подростков результат был бы несколько лучше. Но это никак не снижает остроты самой поднятой темы. Так что теперь о ней.

Тему я бы обозначила, как - ловушка "культуры Развлечения". Человек так устроен, что ему для ощущения полноты жизни нужна не только телесная пища, но и "пища для ума" и для души. Некие впечатления разной эмоциональной окраски и глубины, мысли и вопросы "для подумать". Естественным путем ребенок сперва получает эту "пищу" из окружающего мира и от родителей, прилагая для этого некоторые усилия - вступая в общение, изучая свои игрушки и пространство дома, пытаясь подражать действиям домашних. То есть, совершая некое движение "в мир" и получая от мира "ответ". Потом, взрослея, ребенок естественно учится сам создавать "миры" для получения впечатлений и мыслей - игровые (сказочные), миры увлечений, миры общения с друзьями, и из них потом постепенно формируется свой "внутренний мир". Книги тоже играют роль в обучении созданию миров - ведь читая, приходится совершать дополнительную работу, представляя себе описываемое цельной динамичной картиной и дорисовывая воображением детали. И во всей этой цепочке "питания своего сознания" присутствует на уровне условия то, что в "развлечение" нужно как-то вкладываться, совершать какую-то деятельность, подготовку, усилия по
"добыванию" ощущений и мыслей.

А в современной "культуре развлечений" - делать ничего не нужно. Максимум - нажимать кнопку. Или две. И будут мысли, впечатления, картинки, юмор, чувства разной глубины - все, что надо. Только вовремя кнопку нажимай. И я даже не считаю, что это плохо само по себе! Плохо то, что при этом не формируется навык развлекать себя самостоятельно (а зачем?), не возникает необходимости как-то устраивать свой "внутренний мир" (а зачем, если "кнопка" в которой целый мир ощущений всегда рядом?) и не нарабатывается умение самому создавать миры-пространства со свойствами, необходимыми именно для себя. А отсюда - зависимость от "развлекалки" и несамостоятельность - ожидание, что кто-то другой подростку должен создать богатый ощущениями мир, а сам он этого не может и потому нуждается в других.

При этом понятно, что у разных детей потребности в общении бывают разные. Страх остаться надолго без общения зависит еще и от этого. Но вот над умением "самому себя занять и развлечь" стоит специально работать, этому можно и нужно учить и учиться. И созданию богатого и дающего силы "внутреннего мира". И не только подросткам, но и некоторым взрослым...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments