?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Попросили меня тут про верность написать. Точнее - про смысл верности. Получилось не совсем про смысл, скорее - описание явления и следующие из этого замечания и наблюдения. Хочу поделиться получившимся и пригласить вас к обсуждению - мне было бы интересно рассмотреть тему глубже и шире.

Вопросы Верности.

На тему верности, неверности, измен – очень легко говорить поверхностно, не задумываясь, и «в общем» - не прикладывая к себе и близким. Потому что «в общем» - все просто – общественная мораль и культура говорят – нарушение верности – плохо, нельзя, неправильно. А сохранение верности – хорошо, правильно, нужно. И говорить, в общем, тут больше и не о чем.

А вот если не «в общем», а вспомнить себя, своих близких и друзей, их конкретные жизненные случаи – становится видно, что, как минимум, хранить верность не всегда и не у всех получается. И более того – нарушая верность – далеко не все в этом раскаиваются и считают свое поведение плохим или неправильным (даже несмотря на то, что мнение общественной морали всем известно)! И возникает сомнение – все ли так однозначно? А если не однозначно – то как именно, и на что тогда вообще можно ориентироваться?

Самая больная, и при этом самая яркая и удобная для рассмотрения область, связанная с верностью – это супружеские отношения, супружеская верность (или неверность). Но прежде, чем обратиться к этой теме, стоит рассмотреть само явление – «верность».

Сама по себе верность – это естественная потребность души выстраивать свое поведение так, чтобы соответствовать принятым для себя ценностям, поддерживать их, двигаться к ним. Для верности – всегда необходим объект! Не важно, внешний или внутренний – верность может быть только «кому-то» или «чему-то». Можно быть верным - своему супругу, данному слову, Родине, Богу, принципам, убеждениям, договорам, сердцу и т.п. Кроме того, по употреблению в языке у «верности» есть еще одно дополняющее значение – точности, точного соответствия, и в этой связи - надежности. Качеством «верности» в этом смысле может обладать – путь (верным путем), ответ (верный ответ), дело (дело верное, т.е. – надежное), человек (верный человек – надежный, точно подходящий для задачи). Нарушение же верности тому, чему ты хочешь быть верен – ощущается, как предательство себя (с разной степенью остроты этого ощущения), ошибка и вызывает внутреннее раскаяние (насколько человек это проявляет во вне – не имеет значения). Это неприятно, и все психически здоровые люди стараются по возможности избегать этого ощущения и, соответственно, поступков, его вызывающих. (Случаи крайностей и насилия – не в счет.)

Если исходить из такого понимания – верность действительно полезна. Почему тогда люди ее нарушают? Давайте вернемся к теме верности в супружеских отношениях и рассмотрим ее подробнее. При этом супружескими отношения предлагаю считать не по штампу в паспорте, а по наличию в паре договора «мы – вместе, мы – семья».

Одна из распространенных причин нарушения верности в отношениях - связана с местью, наказанием. Когда партнер равнодушен, или делает больно, вы в ссоре, или в отношениях не хватает любви, или нарушил верность – возникает порыв нарушить верность «назло (ему или ей)». В первый момент такие поступки могут вызывать ощущение облегчения, «восстановления справедливости», успешного наказания, но потом, как правило, это наказание оборачивается против «мстителя» и ему самому становится нехорошо на душе. В этом случае раскаяние, как правило, все же наступает, но с опозданием.

Другая, не менее распространенная причина – у людей бывают разные объекты верности, и верность отношениям (договору «мы – вместе») может оказаться второстепенной относительно более важных внутренних объектов! Находясь в отношениях, некоторые люди склонны быть верными, например, «своему сердцу». А ему, как известно – не прикажешь… Кто-то верен «принципам», а принципы могут включать все, что угодно, в том числе и месть неверностью при определенных условиях. И тогда никакого раскаяния впоследствии не происходит. Можно быть верным «внутренней свободе», в том числе и свободе от договоров верности в отношениях. Некоторые верны своей внутренней задаче по жизни, а задача может быть, например, типа «спасать всех, кому плохо» (в том числе, плохо от отсутствия любви и телесной близости) и т.п. В таком варианте верность отношениям может оказаться менее значимой относительно внутренних ценностей и человек идет по пути «наименьшего зла», оставаясь верным тому, что для него важнее. И такое поведение ощущается, как верное и не вызывает мук раскаяния и ощущения ошибки.

Хотя некоторая тяжесть на душе от понимания, что договор супружеских отношений был нарушен, все же остается. И вместе с тем – понимание, что не мог\не могла поступить иначе – на душе было бы намного хуже.
Традиционно у нас к мужской неверности отношение более мягкое, чем к женской. В отношении тела, телесной близости. Женщине же вполне допустимо любить другого «душой», если телом она верна своему мужчине - это не считается неверностью. А вот если мужчина «по ком-то сохнет» на стороне – это уже неверность.

Получается, что решать, что «хорошо», а что – «плохо» приходится в каждом конкретном случае, с учетом всех подробностей ситуации данной пары и внутренних ощущений каждого в ней. К тому же – нарушение верности может проявлять в партнере прошлые травмы (с данными отношениями не связанные), обостряя ощущение покинутости, ненужности, не достойности – это еще больше усложняет оценку и понимание ситуации.

Вот что полезно учитывать и понимать, рассматривая вопросы верности.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
elenaprime
Apr. 11th, 2012 11:11 am (UTC)
Есть люди, которые абсолютно не способные на верность.
Ну не могут они.
Что с этим делать?
lyosia
Apr. 11th, 2012 07:21 pm (UTC)
Смотря - почему "не способны"?
Если идет регулярно болезненное предательство себя (нарушается верность себе и человек от этого переживает) - это одна история, тут "лечиться" надо, в психологическом смысле.
А если речь идет о том, что супружеская верность не является для человека ценностью, он верен чему-то еще - тогда это не "неспособность к верности" вообще, а "другая верность". Это не "лечится". :))) Хотя... если другая верность построена на боли детских травм... может, и лечится. Ну и, как минимум, полезно в себе это осознавать и принимать себя таким, как есть.
russkiy_sokrat
Aug. 20th, 2012 04:54 am (UTC)
Лёсь, я думаю, верность нужно рассматривать через понятие веры. Корень идёт от туда, а значит и глубина смыслов должна быть там. Ты в самом начале уже дала определение верности, но без предварительного рассмотрения. Откуда оно? Если оно твоё, то как ты к нему пришла? Это ключ твоего понимания, где ты определяешь что делать с человеком, если он неверен, а также повод для закладки оценки «хорошо-плохо». Само определение звучит с оттенком научной психологичности. Я когда начал читать, даже подумалось, что у тебя образование психолога. ;) Далее получилось всё как у них только с вежливой скрытностью – подача советов что делать и откуда у неверного поведения «ноги растут». А если с верностью всё обстоит не так, как ты озвучила в определении? Тогда советы твои будут не точны, а причины, почему человек не верен совсем окажутся не важными. Главный корень будет не там.
К примеру, я в своих поисках нашёл, что:
Вера – это одержание души образом силы. Такой образ поражает и ярко впечатывается в наше сознание, мы перестаём видеть действительность. Он становится этой самой действительностью для нас, пока мы не изживём его и не прозреем, что это всего лишь образ.
В таком случае:
Верность – это состояние одержимого. Чем сильнее вера, тем ярче выражено это состояние. Но можно и без него жить. Как? Хозяином, свободно.

Скажу тебе свой случай. Жена меня считает очень верным и думает из-за того что я её очень сильно люблю (и только её!). В действительности всё не так. Я не верен ей, а лишь не делаю то, что другие называют изменами. Не делаю, потому что я могу приручить души, а потом за них нужно отвечать. Сил вкладываться во много женщин у меня не хватит, а значит они все будут несчастными. Тут для меня арифметика проста, лучше иметь рядом одну счастливую, у которой глаза горят и душа порхает, чем 2-3 тоскующие и постоянно рвущие меня на части.
Любить же, я много кого люблю. Любовь ко всем у нас естественна. ;)
lyosia
Aug. 20th, 2012 05:28 pm (UTC)
"Я когда начал читать, даже подумалось, что у тебя образование психолога. ;) "

Ну вот, палюсь... есть такое... :)))) не горжусь им, но имею...

Глубокое исследование понятия в рамках той статейки было неуместно. И я ограничилась очевидностями, выводимыми из языкового применения понятия. Вполне допускаю, что не точна в результате, но в момент написания "вера" и видение мои были такими и сказать из них я могла только это... :)

А вообще - исследовать понятие "веры" и "верности" соответственно - хочется.

"К примеру, я в своих поисках нашёл, что:
Вера – это одержание души образом силы. Такой образ поражает и ярко впечатывается в наше сознание, мы перестаём видеть действительность. Он становится этой самой действительностью для нас, пока мы не изживём его и не прозреем, что это всего лишь образ.
В таком случае:
Верность – это состояние одержимого. Чем сильнее вера, тем ярче выражено это состояние. Но можно и без него жить. Как? Хозяином, свободно."

Мне видится, что это определение соответствует только какой-то грани понятия, части, связанной с "убеждением, упованием" (по Далю), с чем-то религиозно-нравственным. Но есть и другая часть определения, связанная с "отсутствием сомнений, твердым сознанием, понятием о чем-либо"... И отсюда "верный", это с одной стороны "исповедающий истинную веру, преданный вере", а с другой - "надежный, на кого можно положиться, точный, истинный, подлинный". Я бы от себя еще добавила - неизменный. И вот это второе определение у меня не очень складывается с твоим понятием "состояния одержимого"...
russkiy_sokrat
Aug. 21st, 2012 08:59 am (UTC)
Да, надо будет попахтать понятие веры. Но не сейчас. У меня слишком большой список пахтания других более важных для меня понятий. К моему огорчению, у него скорость увеличения выше, чем уменьшения. Как посмотрю так глаза разбегаются сколько ещё впереди нужно сделать. Так что мне пока не до веры. ;)

////Но есть и другая часть определения, связанная с "отсутствием сомнений, твердым сознанием, понятием о чем-либо"... И отсюда "верный", это с одной стороны "исповедающий истинную веру, преданный вере", а с другой - "надежный, на кого можно положиться, точный, истинный, подлинный".

По опыту знаю, тут кроется подсказка, что понятия верный и надёжный могут всего лишь пересекаться, включаясь в одно явление, но не быть похожими друг на друга. Значит, они не всегда вместе и друг друга не раскрывают полностью. К примеру, ты можешь видеть, что другой человек очень верный по отношению к кому-то, но у этого кого-то он ощущение надёжности почему-то при этом не вызывает. Он для него ненадёжный. Так же может оказаться не преданным или тем, на кого бы он никогда не положился. В общем, твой пример может оказаться не другой частью понятия, а лишь направлением для поиска, подсказкой через какой угол соприкосновений можно ещё посмотреть.


//// Я бы от себя еще добавила - неизменный.
Вот, кстати, ещё один повод пополнить свой список – понятия измены и преданности.
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser