?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Скоро, чуть больше месяца осталось, годовщина, как не стало мамы. Она ушла через полгода после внука, говорила, что без него не видит смысла жизни, хотя общалась с ним в последние годы очень мало и любви он к ней не питал...
На годовщину я напишу пост благодарности. А сейчас то, что открывается. А открывается волнами, всякое... Мы с ней не были близки и отношения были не простые. Она хотела мальчика и самого близкого человека на всю оставшуюся жизнь, а получилась - я... не мальчик и не близкая, непонятная, очень мощная и эмоциональная, временами жесткая и жестокая в своей целеустремленности. Мы любили друг друга, как могли, но обиды стояли мощным заслоном с обеих сторон... Теперь вот прощаю то, что раньше не могла простить, понимаю ее там, где раньше не могла понять и лечу сама себя любовью, которую когда-то не смогла получить от нее.
***
Месяц назад накрыло осознаванием несбывшейся мечты - чтоб был в моей жизни человек, которому интересно про меня абсолютно все. Всю учебу в школе я искала такого друга и не нашла. А по идее-то, в раннем детстве таким человеком должны быть родители... А у меня не сложилось... Зато теперь у меня такой человек есть! Это - я! ;)
***
С детства мама приучала любить ее (хотя как можно приучать ребенка, он же изначально любит?) и довольно часто упрекала в эгоизме. Я-ребенок старалась, и приучалась меньше и меньше думать о себе, только в крайних случаях. Теперь вот задача "жить для себя" мне дается очень тяжело, потому что совершенно непонятно - как это...
***
Мама всегда говорила: "Никто никогда не будет любить тебя больше, чем мама!". Разбирая на днях ее письма, нашла пачку записок из больницы (она около месяца там лежала, когда я была в 1 классе). В одной записке, адресованной бабушке, ее маме, написано, что по мне она скучает и любит меня меньше, чем бабушку (и приписка с просьбой этого мне не говорить). А в записках для меня - слушайся бабушку, одевай ноги потеплее, убираешь ли нашу комнату, как там цветы поживают... И все. Только в одном письме из штук примерно 20 вопрос про то, как я, и то в связи со школой... А я-то все думала, что ж я себя любить-то не умею?...
***
А еще была пачка писем из дома отдыха к бабушке. И по ним видно, как тяготит маму постоянная привязанность ко мне, ни в кино взрослое сходить, ни с мужчинами погулять (она разведенная была). А в общении со мной радости тоже не много - слушаюсь плохо, интересы мои ей не близки и не понятны... Не радостная жизнь.
***
Но при этом мама очень нуждалась во мне, всегда хотела, чтобы я побольше была рядом. Сейчас все еще так непривычно не быть нужной ей...
***
А в последний месяц маминой жизни я все мечтала, что между нами наконец возникнет взаимная любовь. Потому что у меня на душевном порыве к ней куда-то временно убрались все обиды на нее и родилась большая-большая нежность к ней... А она была больная и ей тоже вроде было не до обид... Но - не сложилось. Она принимала мою любовь с радостью, даже с благодарностью, но отклика так и не произошло. У нас были другие взаимные уроки...

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
era_elto
Aug. 12th, 2012 11:15 pm (UTC)
как-то грустно очень...
lyosia
Aug. 12th, 2012 11:43 pm (UTC)
Потому и захотелось самое грустное вынести отдельно, не в поминальный пост...
На самом деле все, что было - бесценные уроки для меня! Не уверена, что могла бы взять их более мягкими способами. ;)
(no subject) - era_elto - Aug. 12th, 2012 11:47 pm (UTC) - Expand
evelina83
Aug. 12th, 2012 11:22 pm (UTC)
Интересно, если бы твоя мама писала бы подобное письмо о своей маме, там были бы похожие чувства, или...?
lyosia
Aug. 12th, 2012 11:39 pm (UTC)
Нет, там было бы другое! Однозначно! Если моя мама больше всего любила себя, то ее мама, моя бабушка - свою работу! :)))
Да и понимания и любви у мамы с бабушкой было намного больше...
(no subject) - evelina83 - Aug. 13th, 2012 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - lyosia - Aug. 13th, 2012 08:25 am (UTC) - Expand
otawa
Aug. 13th, 2012 01:41 am (UTC)
По-моему, самое грустное тут то, что это открывается тебе уже после ее ухода. Я вот последнее время тоже начинаю понимать, откуда родом моя строгость и предвзятость к себе - и радуюсь, что понимаю это сейчас, пока мои еще живы! Наверное, _потом_ откроется что-то еще...
Но все-таки как хорошо, что это понимание вообще приходит! Ты любишь и ценишь себя и прощаешь ее - и наверняка ей там от этого становится светлее.
orient_alla
Aug. 13th, 2012 02:05 am (UTC)
Леса, а тебе удалось с Ниной построить близкие отношения? Удалось разорвать шаблон отчуждения между матерью и дочерью?
То есть я понимаю, что, как минимум, в какой-то степени удалось, но в какой? И получилось ли это сразу или уже позже, когда Нина повзрослела? Легко ли это было сделать сквозь свою боль?
Немного коряво формулирую, но надеюсь, что мысль доношу. :)
Я, помню, в подростковом возрасте стала вести записи, что я никогда не буду делать и как не буду поступать, чтобы не причинить боль своим детям. Хорошо, что этот блокнот не сохранился. Это была летопись боли, которую мне причинила мама...
lyosia
Aug. 13th, 2012 06:14 am (UTC)
Мысль понятна. Считаю, что удалось вполне. Даже не разорвать отчуждение, а просто его не допустить изначально. Но это требовало большого труда... :)
(no subject) - orient_alla - Aug. 13th, 2012 06:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - lyosia - Aug. 13th, 2012 06:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - orient_alla - Aug. 28th, 2012 09:48 pm (UTC) - Expand
chopinn
Aug. 13th, 2012 05:00 am (UTC)
А я сразу с вопросом. Вот ты пишешь, что она ждала тебя мальчиком. А откуда ты это узнала? Она сама тебе сказала? Как ты считаешь, как можно помочь ребенку (которого ждали мальчиком)? Я тревожусь... много образов было во время беременности, хочу как-то помочь Дунечке освободиться от них...
lyosia
Aug. 13th, 2012 06:26 am (UTC)
Да, она это говорила. И даже воспитывала во мне "рыцарское" поведение по отношению к ней сызмальства... Тему "мама, я н буду твоим мужчиной" прорабатывала относительно недавно, еще при ее жизни, имея двух взрослых детей...

По опыту наших женских тренингов могу судить, что если девочку хотели мальчиком, но после рождения никак это не проявляли в воспитании и даже не сообщали об этом - единственное, что может остаться, это спокойное, совсем не болезненное знание, что "быть мальчиком\мужчиной - лучше", лежащее в самом основании мировоззрения и не особо осознающееся. Оно не мешает девочке\женщине любить себя, принимать, любить мужчин...

Дуня у тебя сейчас искренняя еще, я б на твоем месте ее спросила как-нибудь вроде "а как ты думаешь - мальчиком быть лучше или девочкой, или без разницы?" - и послушала бы ответ... А то чего гадать-то! ;)))
И если ответ будет про лучшесть мальчика... вот тогда надо потихоньку это представление поворачивать... Если надо, потом в личной переписке посоветую, как... а может - и нет у нее ничего такого, кто знает?
lisica_nubi
Aug. 13th, 2012 05:35 am (UTC)
Как здорово, что вы все осознаете и анализируете!
lyosia
Aug. 13th, 2012 06:29 am (UTC)
Спасибо! :)
Да. лучше поздно, чем никогда. ;)
lyosia
Aug. 13th, 2012 06:10 am (UTC)
И себя, и себя - тоже прощаешь! ;)
russkiy_sokrat
Aug. 13th, 2012 09:10 am (UTC)
Отпустить непрощённый мир - хорошее дело, нужное и трудное.
Не сдавайся, как бы небыло тяжело. Там в конце будет ждать тебя неожиданный Подарок. ;)
lyosia
Aug. 13th, 2012 12:36 pm (UTC)
Спасибо, я знаю! :)
ledi_rado
Aug. 13th, 2012 09:22 am (UTC)
Леса, а я вот радуюсь тому, что со своими детьми ты выстроила отношения иначе.
Это такой сильный пример! Для меня однозначно.

Может быть в этом есть доля урока твоих отношений с мамой...
Вы с мужем дали детям любовь и искренность. Заложили в них ценность семейных отношений. Не приучили, не заставили. А посеяли в них это, взрастили. Твоей дочери не придется повторять твой подвиг. У нее уже все есть чтобы строить разумные и счастливые отношения со своими будущими детьми.

Вообще, тема детско-родительских отношений сейчас довольно остро звучит для меня. Из твоего поста я делаю вывод для себя, что нужно освобождаться от ожиданий. Принять родителей такими, какие они есть. Пересмотреть все ценности. Взять то, что считаю разумным, поблагодарить родителей за этот дар. А то, что не полезно, не брать и тоже поблагодарить мироздание за урок.
lyosia
Aug. 13th, 2012 12:38 pm (UTC)
Ага! :)
(no subject) - orient_alla - Aug. 28th, 2012 09:47 pm (UTC) - Expand
alenk_a
Aug. 13th, 2012 09:52 am (UTC)
хоть у меня и по-другому, но КАК я тебя понимаю!) ты молодец. обнимаю нежно :)
а письмо не дошло с вопросами про Крым? ты не ответила.
lyosia
Aug. 13th, 2012 12:39 pm (UTC)
Йа засранко... Письмо дошло, а йа торможу...
Уже ответила. :)
(no subject) - alenk_a - Aug. 13th, 2012 12:47 pm (UTC) - Expand
natalyushko
Aug. 13th, 2012 03:13 pm (UTC)
Хорошие слова, хороший пост. С возрастом действительно понимаешь маму и понимаешь о маме всё больше и прощаешь всё больше.
mir_lacki
Aug. 13th, 2012 09:51 pm (UTC)
сильная женщина, порой жесткая в своих целях, поступках, целеустремленная, нашедшая силу в самой себе - часто такие у кого с мамой сложности.
сама такая.
pluhcmyk
Sep. 2nd, 2012 08:20 pm (UTC)
Так странно... Хорошо помню рассказ твоей мамы: уже беременная я понимала, что с мужем я жить не буду, а потому всегда думала, что "только бы не мальчик". Она вообще имела привычку что-то "передумать" из воспоминаний о прошлом?
Мне так же странно, почему человек неплохо понимал и чувствовал чужого ребенка и совсем не мог подобрать ключи к своему?
Увы, возможно в молодости Н.Н. не могла найти компромисс между желанием жить собственной жизнью и воспитанием ребенка. И это её тяготило, о чем она и писала маме. Вообще. такое впечатление, что бабушка у вас была "кремнем", и в молодости мама сама была довольно инфантильной, желающей больше быть дочкой, чем мамой. А потом уже, наверно, поздно было, что-то уже в ваших отношениях заложилось.
lyosia
Sep. 3rd, 2012 02:08 pm (UTC)
"Она вообще имела привычку что-то "передумать" из воспоминаний о прошлом?"
Сложно сказать... Иногда очень хочется, чтоб было не так, как было. И подмена восприятия прошлого происходит неосознанно... Думаю, что у нее были разные мысли - и таки, и наоборот. И в какой-то момент она выбрала помнить эти, как основные. Я в общении с ней сталкивалась с тем, что она напрочь не помнила какие-то тяжелые для меня моменты, когда она явно была не права... Кто-то так не умеет делать, чтоб не врать, а действительно самому не помнить - а она умела... Особенно свои действия в состоянии "упавшей планки"...

"такое впечатление, что бабушка у вас была "кремнем", и в молодости мама сама была довольно инфантильной, желающей больше быть дочкой, чем мамой."
Думаю - ты совершенно права, так и было. Причем, желание быть дочкой так и осталось до старости...
( 30 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser