«Не бегай!», «не кричи!», «сиди смирно!», «по деревьям не лазай», «что ты вымазалась?!», «не дерись!», «с мальчишками в эти игры не играй!», «руками не маши!», «приведи себя в порядок!», «помогай маме!», «не груби старшим!», «будь скромной!»… Список можно продолжать и продолжать. И в конце каждого выражения – это самое «тыждевочка».
А теперь, внимание, вопрос – чего хотят на самом деле старшие, когда говорят девочке это самое «тыждевочка»? Научить, что значит - быть девочкой? Неет, только не это. Такой разговор ведется, если ведется, совсем в другом состоянии. Тогда ребенку рассказывают о разнице полов и о том, что об этой разнице следует знать.
Объяснить правила поведения, с которыми девочке в дальнейшем легче будет устраивать свою жизнь в обществе? Да, бывает, но достаточно редко. Чаще же старшим дела нет до того, каково будет житься когда-то в будущем этой девочке – их не устраивает то, как им самим сейчас с ней живется! И именно это, происходящее в данный момент неприятное для старших поведение, хочется как-то прекратить. А тут – такой удобный аргумент… Ты ж девочка!
Почему это работает? Ну, во-первых, потому что в раннем возрасте ребенку кажется, что старшие настолько мудрее и лучше знают этот мир, что их мнения просто не могут быть обманом или ошибкой. Все, сказанное близкими старшими с уверенностью, принимается за истину. А во-вторых, этот аргумент работает так хорошо с девочками потому, что девочки в силу своей половой принадлежности гораздо более заинтересованы в отношениях – хорошие отношения для них – это большая ценность, чем для мальчиков, и чувствительность в этой области в целом выше.
А еще – к сожалению, как раз представлений о том, что значит – быть девочкой, кроме телесных отличий и правил, что девочки носят юбочки и бантики, и из девочек вырастают женщины\тетеньки – обычно в раннем детстве никто не рассказывает. Дальше – просто запреты. Без объяснений. Потому что для того, чтобы объяснять – нужно самой подумать! И признаться себе – да, сейчас мне просто неудобно поведение моего ребенка и я не знаю, как его быстрее прекратить. А в другом случае – да, поведение ребенка мне неудобно, но я так же вижу, что это поведение, если войдет в привычку, может испортить девочке жизнь. И это еще нужно придумать – как объяснить малышке, чтоб она поняла. А тут так просто – «тыждевочка», и порядок!
Многие выросшие девочки так и остаются в этой ловушке «правил, удобных старшим». Тихие, скромные, аккуратные, не позволяющие себе размашистых движений и ярких проявлений. Не потому, что их внутренняя природа такая (есть же и такие женщины – от природы расслабленные и пассивные по жизни), а потому, что выработали в себе привычку все сильные проявления сдерживать, а еще лучше – не чувствовать… Этакие «Спящие Царевны», скучающие о другой жизни, но не способные ее достичь...
Правила и установки для «тыждевочки» можно и полезно пересматривать. Особенно – если есть ощущение\подозрение, что они влияют на свою взрослую жизнь и самоощущение. Их, правда, не очень просто вспомнить, но если озадачиться темой, то потихоньку воспоминания приходят, часто прямо в виде звучащих в памяти фраз речи кого-то из близких. Если эти фразы не отягощены дополнительными переживаниями (тогда это уже тема для психотерапии), то можно пересмотреть их на предмет разумности. Например, запрет для девочки «не бегай!» с точки зрения разумности очень странный. А вот запрет «не дерись» имеет кое-какие основания, хотя и не такие однозначные, как понимается в детстве.
Но это – только одна Ловушка. Подрастая, девочка выходит из круга семьи в общество – в садик или школу, и там ее подстерегает следующая.
Продолжение следует...