lyosia (lyosia) wrote,
lyosia
lyosia

Хозяйке (в широком смысле) на заметку! О травмах.

В этом тексте - пошаговая инструкция действий с собой или своим близким (ребенком) в случае шоковой травмы. + Как определить, что это была она. Ясно, четко и емко. Огромное спасибо автору!
Оригинал взят у mria_ts в О психологических травмах
или что стоит знать о травмах в первом приближении
Это небольшое резюме результат моего осмысления. В качестве источников можно указать: Китаев-Смык Л.А. «Психология стресса: психологическая антропология стресса», С. Шефов «Психология горя», «Практическое руководство по психологии посттравматического стресса» под . ред. Тарабрина Н.В., П. А. Левин, Э. Фредерик «Пробуждение тигра - исцеление травмы», Ф. Шапиро «Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз», Е.О. Александров «Взорванный мозг», недельный семинар Евгения Олеговича (автора последней книги) о посттравматическом расстройстве, а так же наше с ним общение на протяжении ряда лет, семинар по травме и по переживанию горя в рамках обучение II ступени гештальта в МГИ, семинары Елены Петровой (http://www.gestalt.sp.ru/), обучение в институте Ньюфельда, ну и собственно осмысления своего опыта, как личной терапии, так и терапии клиентов.


Стрессовое воздействие не всегда приводит к травме. В общем случае у нас есть достаточный запас прочности, который позволяет отреагировать на стресс сообразно обстоятельствам:

  • Либо мы можем собрать силы и изменить обстоятельства так, как нам было бы удобнее с помощью как конструктивной, так и возможно неконструктивной агрессии

  • Либо  мы вынуждены смирится с тем, что обстоятельства оказались сильнее нас как правило, это происходит через выплакивание слез тщетности в процессе горевания

Можно сказать, что стрессы формируют личность (так как те решения, которые мы принимает под воздействием стресса опосредуют наши ценности). Только в случае, если мы сталкиваемся с таким стрессом, который оказывается для нас неподъемным - то именно тогда и формируется психологическая травма, деформирующая личность.
В целом заподозрить наличие травмы у человека в анамнезе возможно по совокупности симптомов: это постоянно испытываемая длительное время человеком тревожность (невозможность нормального сна, резкие скачки настроения, чрезмерные вспышки негативных эмоций, затруднение со вниманием), мышечная зажатость (чаще всего втягивание головы в плечи), ощущения беспомощности, стыда, наличие некогруэнтности в поведении человека, позволяющие заподозрить диссоциацию.

Различают два вида травм

  1. Шоковая травма - это как реакция на некое событие (признаки см. ниже). Как правило можно выделить момент до - когда жизнь была относительно нормальной и существование после - когда жизнь перестала быть удовлетворительной.

  2. Кумулятивная травма (в том числе травма развития) - это нахождение в достаточно длительных неблагоприятных условиях без возможности протеста и смирения. Для травмы развития - это проживание детства или части детства в дефицитарных условиях, когда происходит некоторое как бы сказать искажение развития или рост в условиях искажения (типа деревьев бонсай).

По поводу шоковой травмы:
Основное:
Травма - это не событие, травма - это реакция на него.
Чтобы событие могло привести к травме необходимо:

  1. Должна существовать угроза собственной безопасности как физической, так и психологической, неважно реальная или мнимая, главное - чтобы воспринималось именно таковой.

  2. Должно иметь сильный эмоциональный заряд. Это может быть страх, боль, стыд, вина, отвращение и т.п., в том числе не обязательна какая-то одна эмоция, возможен целый коктейль.

  3. После происшедшего события не было возможности обговорить ситуацию в кругу близких принимающих людей, нормализовать эмоции до момента первого сна.

Возник вопрос почему до первого сна - вставляю свой коммент: Последние исследования состояния сна свидетельствуют о том, что во сне происходит перевод информации из кратковременной памяти в долговременную и в этом большое участие принимает "эмоциональный мозг" (я не буду описывать все структуры - но имеются в виду те отделы мозга, которые отвечают за переживания нами эмоций). И вот что именно будет записано в долговременную память (а туда как раз записываются наиболее эмоционально значимые моменты) и будет или нет тяжелый эпизод восприниматься как травматический очень сильно зависит от того дали ли человеку возможность сразу после переработать эмоции. Дело в том, что после того, как с человеком произошел травматический эпизод - обычно у него в лучшем случае море чувств, которые надо выплеснуть, в худшем - он замер и ошарашен произошедшим. В случае, если человек не в состоянии говорить о травме - можно провести сеанс ДПДГ - но с этим я бы порекомендовала обращаться к психологам, знающим данную методику (метод описан в книге Ф. Шапиро). К психологам обязательно бы советовала обращаться и в ситуации, если человек вообще замкнулся и не может идти на контакт.

В любом случае специалистами считается необходимым:

  • Создать у человека ощущение безопасности (отсюда кстати идет накидывание одеяла на голову жертвам катастроф, дать согреться - горячий чай, теплое помещение)

  • Дать возможность выговорится - разобраться что именно произошло, чтобы не возникло стойкого конгломерата чувств, пережить которые человек в данный момент не в состоянии и тогда они застывают как бы единым слитным куском и являются как раз ядром будущей травмы. Специалисты считают желательным провести разбор ситуации как минимум три раза с точки зрения:

    1. фактов - то есть голое описание что именно произошло со мной и окружающими. В этот момент рекомендуется не давать возможности выплескивать эмоции, так как есть риск ретравматизации.

    2. эмоций - что я чувствовал в каждый конкретный момент происходящего, что возможно чувствовали окружающие. Здесь очень хорошо, если записаны все предыдущее объяснения и возможно плавно переключать жертву на следующий эпизод, если он где-то западает.

    3. смыслов - то есть какой именно смысл я вкладываю в происходящее (см. ниже).


  • И вот как раз на уровне смыслов очень важно эмоционально донести до человека - что произошло самое важное - он выжил, второе - это то, что он не виновен в произошедшем (иногда важно проговорить о том, что любой другой вариант его действий мог бы только ухудшить ситуацию или был невозможен в связи с тем, что на тот момент ему была недоступна вся информация или в связи с сильными испытываемыми им чувствами - и что на его месте любой другой скорее всего поступил бы аналогично). В случае, если человек настаивает на своей вине - тогда стоит предложить ему найти варианты как он мог бы поступить иначе в будущем и чем он может скомпенсировать произошедшее - в особо сложных морально-этических ситуациях - можно предложить это как задел на будущее обдумывание.


Желательно, чтобы разбор происшествия происходил с теми людьми, которым доверяет пострадавший, если произошедшее затрагивало несколько человек - то зачастую предлагается групповой разбор (здесь важно, чтобы ведущие создали максимальную атмосферу психологического доверия без возможности отрицательных комментариев в адрес участников). И все это желательно сделать до первого сна - поскольку после разора и выплеска эмоций, а также придания им менее трагичного смысла есть шанс, что травма не образуется.

По поводу травмы развития:
Собственно то, что описывает Ньюфелд - это как раз механизмы происхождения травмы развития и соответственно способы ее преодоления.

Кроме того существует подозрение, что для того, чтобы взрослый человек получил шоковую травму и в дальнейшем у него развилось ПТСР (посттравматическое расстройство) он должен иметь травму развития. Но строгих доказательств данного утверждения нет.


Tags: перепост, полезное, психология, чужие мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments