lyosia (lyosia) wrote,
lyosia
lyosia

Пение народное и профессиональное...

Публикую здесь копию заметки, которая вышла в сегодняшнем выпуске электронного журнала. На случай, если вы еще не подписаны на него или еще остались проблемы с попаданием на наш сайт.
iCh_rPYvMcQ
Меня, и как человека поющего, и как психолога, долгое время занимало - почему слушаешь пение деревенских бабушек (особенно, если вживую), и тело на него очень заметно отзывается. Иногда волнением, охотой к движению, мурашками, теплом в груди или животе, а бывает даже ощущение физического давления, и это может пугать. А от слушания профессиональных фольклорных коллективов, поющих те же песни, такое ощущается крайне редко. То есть, получается, песни поют одни и те же, слова, мелодия, тембр и громкость обычно близкие - а воздействие совершенно разное... Почему?

Долго думала, вслушивалась в свои ощущения, и сложилось следующее.

Похоже, основное отличие в том, что бабушки (или дедушки, я про всех народных исполнителей говорю) звучат с большей отдачей. Это не всегда значит, что в звучание непременно включено все тело (тело может быть уже больным и не во всех областях хорошо чувствовваться и работать), и конечно же, не значит, что профессионалы стараются вкладываться в пение слабее (да и чем это измерить). Я не об этом. Народные исполнители в пении - более цельны. Каждый раз во время пения они делают все, что могут, и полностью присутствуют в том, что делают. И это чувствуется, телом, оно откликается.

Полное вложение в песню, пропускание через себя максимального, насколько может тело, звукового потока, пропускание через душу, проживание песни, жизнь в ней и в передаче ее своим телом в окружающий мир, другим людям... И у слушающего душа откликается, даже если слова не понятны, чувствуется жизнь, глубокое душевное движение, и хочется тоже побывать в мире такой жизни!

Поток звучания, который идет через тело народного исполнителя, и то, как исполнитель может окрашивать этот поток «тембрально» и высотно ( с помощью управления связками и мышцами гортани) - это два разных события. Иногда пугаешься за человека - непонятно, как он выдерживает такую мощь потока, да еще и умудряется им как-то управлять. Иногда тембр «никакой» уже, старческий, но все равно за ним ощущается та же мощь. А бывает, что голос и срывается. Но становится не неудобно и стыдно за исполнителя, а сопереживаешь ему и чувствуешь, что в подобной ситуации ничего смешного в том, чтоб не выдержать, нет, действительно нагрузка предельная.

И очень интересно наблюдать самое начало пения. Ощущение такое, что звук сперва приходит к запевале, запевала впускает его в тело, потом открывает рот и позволяет этому звуку проявиться, а дальше уже начинает накладывать на него слова запева песни.

У большинства профессиональных певцов иначе. Они - издают звуки. В этом действии может присутствовать и красота голоса, и желание проявить людям эту красоту, и наслаждение собственным мастерством и красотой песни. И это тоже по-своему притягивает и очаровывает. И душа тоже откликается, несколько иначе. А вот тело - молчит.

И нет ощущения присутствия той первородной стихийной силы, идущей на слушателя не из, а сквозь исполнителя.

В завершение материала - приглашаю познакомиться с тем звучанием народных исполнителей, о котором пишу -
Tags: голос пение звук, размышления, традиционная культура, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments