?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По замечанию avator1 поняла, что про явление под названием "ревность" я написала, а про понятие - вообще-то нет...
Восполняю упущенное. Итак, с точки зрения понятия - что такое ревность?

Ну, во-первых ревность всегда относительна. То есть любить или ненавидеть, например, я могу самого человека, а вот ревновать только К кому-то или чему-то. То есть в ревности всегда есть внешний обект (иногда им бывают некие обстоятельства, вроде командировки или собрания на службе, например, иногда другие люди или кто-то конкретный), который как-то взаимодействует с тем человеком, которого я ревную и вызывает во мне болезненное чувство протеста против этого взаимодействия. И это чувство я называю "ревностью".

Во-вторых, давайте посмотрим само слово "ревность". В нем самом скрыто множество граней смысла этого явления. Только эти грани сейчас нами уже забыты, мы помним только одну - про которую я и пишу - ревность, как боль относительно близкого человека. А есть и совсем другие слои смыслов...Открываю словарь Даля - в нем нет статьи про "ревность", но есть про "ревновать". Читаю:

РЕВНОВАТЬ (от рвать и рвение) чего, поревновать, потщиться всеми силами, со рвением стремиться к чему. Ревную знаний. Ревнуйте же дарований больших, Коринф. Ревную небесного царства. | - кому, чему, соревновать, подражать, последовать, или стремиться как бы взапуски, не уступая. Ревнуйте нашему примеру, Ломоносов. Я всегда ревновал успехам его, старался сравняться с ним; иногда в знач. я завидовал ему. Ревнуя поревновах по Господе, Цар. возгорелся любовью, горячим усердием. Не ревнует батрак хозяйскому добру, или по хозяйском добре, не заботится, не усердствует. | - кого, приревновать, не доверять, опасаться за кого, по супружеской верности его. Жена мужа ревнует, а муж жену. А к кому он ее ревнует? Изревновался, измучился ревнуя. Поревнуйте доброму делу. Он всех приревновал поочередно, приревновал и тебя. Разревновался до безумия. Всяк соревнует доброму примеру. Ревнованье ср. состоянье или действ. по глаг. Ревность ж. горячее усердие, старанье, стремленье, и бол. к добру. Ревность по службе; ревность к службе. | Зависть, досада на больший успех другого. Его гложет ревность по чужим удачам. | Слепая и страстная недоверчивость, мучительное сомненье в чьей любви или верности. Ревность превращает человека в зверя. Ревность - отрава жизни. Ревностный, самый усердный, прилежный, заботливый, предавшийся всей душой делу. Ревностный поборник правды или за правду. Ревнивый, ревнующий, склонный к ревности супружеской. Старый - ревнивый; молодой - сам стороной. Ревнивость, ревность, в супружеском знач. Ревнивец, -вица, ревнивый человек. Ревнитель, -ница чего, чему, на что, усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник. Ревнитель общего блага. Ревнитель просвещенья. Ревнователь, -ница, ревнитель, соревнитель, соревнователь.


Очень неожиданно... Начиная от "(рвать и рвение)" - да чувства такие узнаются в ревности, но для меня это было не явно. Продолжая тем, что масса есть забытых форм, например, "ревнование" - у нас осталось только со-ревнование - когда оба человека одинаково ревнуют друг друга к некоей "победе", наилучшему результату. И в этом тоже , оказывается, есть ревность... А еще получается, что в принципе, ревность может и быть полезной, возвышать дух, когда это рвение к чему-то высшему и усердность (ревностное отношение) на пути достижения этого высшего...
Выходит, что ревность сама по себе - это не вредно и вполне естественно. Но применительно к отношениям с близкими - не всегда полезно. Так понятнее.
Ну, и по поводу работы с "неполезной частью" ревности в себе - продолжение следует. :)

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
dura_svami
Oct. 15th, 2008 09:14 am (UTC)
ревностно рваться к вершинам, угу) странно, что ты в русской литературе не сталкивалась с такой трактовкой слова)
lyosia
Oct. 15th, 2008 09:48 am (UTC)
Да сталкивалась я, тысячу раз, конечно же!
Просто когда читаешь классиков и что-то там про ревностность у них звучит, то в это время про бытовую, обычную, ревность не помнишь ни разу, и получается, что это слова вообще из разных миров и ничего общего. А явление-то за ними - одно... И его понимание через дополнение понятия расширяется... :)
dura_svami
Oct. 15th, 2008 09:50 am (UTC)
Re: Да сталкивалась я, тысячу раз, конечно же!
да, расширение это хорошо)
avator1
Oct. 15th, 2008 10:24 am (UTC)
"Продолжая тем, что масса есть забытых форм, например, "ревнование" - у нас осталось только со-ревнование - когда оба человека одинаково ревнуют друг друга к некоей "победе", наилучшему результату." Но ведь это можно увидеть и по другому, у кого больше охоты и желания в достяжении цели, либо "со- ревнование" - совместный путь с горячим усердием, старанием, стремлением к одной цели. Не прячется ли здесь подмена смысла?
Я только что прочла книгу Ивана Скомороха " Женитьба дурака", у меня складывается образ оттуда, из скумы и целей пары.Тогда получается, что "ревность" - это дура или дурак человека. :)
lyosia
Oct. 15th, 2008 10:56 am (UTC)
О! А может - и прячется...
Да, можно видеть и так... И если это видеть так, а именно - как совместное устремление к цели со всем возможным усердием, то можно еще увидеть ревность, как потерю одним из пары общей цели, или подмену цели, и тогда оставшийся не со-ревнуется, а ревнует уже один... и в этом и рвение к прежней цели, и боль от потери совместности, напарника по цели. Да, исследовать понятие - очень интересно... :)
avator1
Oct. 15th, 2008 08:08 pm (UTC)
Re: О! А может - и прячется...
но почему-то, возможно и ошибочно, видится ещё один аспект. Со-размерность, ровно, равняться, возможно это ещё и некая соразмерность в развитии или миропонимании партнёров.
А потом не упущено ли то, что ты указала в первом абзаце: "Ну, во-первых ревность всегда относительна. То есть любить или ненавидеть, например, я могу самого человека, а вот ревновать только К кому-то или чему-то"? Является ли ревность, в какой-то своей части, защитной или охраной функцией границ взаимоотношений двоих?
lyosia
Oct. 16th, 2008 12:07 pm (UTC)
Re: О! А может - и прячется...
*Является ли ревность, в какой-то своей части, защитной или охраной функцией границ взаимоотношений двоих?*
Не глядя в предыдущие рассуждения, а заглянув в себя и свой опыт переживания ревности - могу однозначно ответить - да! Конечно!
Но при этом есть одна тонкость. Опасность, от которой ты хочешь защитить или охранить взаимоотношения, может быть иллюзорной, либо опасность может быть не в том, что видится (ну, например, когда один из пары начинает искать на стороне восполнение недостатка тепла, недополучаемого в паре)...
avator1
Oct. 16th, 2008 05:45 pm (UTC)
Re: О! А может - и прячется...
Согласна, но ведь это требует уточнения, хотя бы на уровне обозначения.
lyosia
Oct. 16th, 2008 12:42 pm (UTC)
Re: О! А может - и прячется...
Про со-размерность. Мне видится, что в подобных рассуждениях есть уже некий избыток.
Поясню. Есть старое, "Далевское" понятие "ревности", которое гораздо шире теперешнего. Но включает в себя и тот, оставшийся теперь в обиходе, негативный смысл супружеской ревности, ревности в смысле зависти, в смысле недоверия. А в основном там, в старом понимании "ревности", присутствуют положительные смыслы (рвение). И рассмотрение всех смыслов понятия мне кажется нужным только затем, чтобы четко увидеть тот "общий знаменатель", который объединяет все значения данного слова, и значит присутствует и в том современном осколке понятия, который у нас остался до сих пор в быту.
А движения в сторону наделения нашего современного понятия о ревности всеми смыслами всех старых значений этого слова - мне кажутся избыточными...
avator1
Oct. 16th, 2008 05:51 pm (UTC)
Re: О! А может - и прячется...
Возможно и так!!! Это может мой образ, из спорта, когда бежишь, всегда в некотором смысле легче бежать с соперником, который где-то по уровне тебе равен. Вы как бы подстёгиваете друг друга к цели. Если соперник слаб, его как бы нет! Вот я о чём!
otawa
Oct. 15th, 2008 01:09 pm (UTC)
Напрашивается аналогия со "свободой от" и "свободой для". Если ревность направлена на то, чтобы загнобить соперника по соревнованиям (будь он живой или неживой), то это тупиковый вариант. А если на стремление к своей цели - то это полезно.
А упирается все, как мне сейчас чуйка подсказывает, в ощущение ценности себя любимого и в веру в собственные силы ("есть ли у меня шанс добиться желаемого, не устранив с пути других желающих").
Пардоньте за косноязычие, половиной головы я уже убежала по другим делам, формулировать нечем :-)
(Deleted comment)
lyosia
Oct. 21st, 2008 08:12 am (UTC)
:)
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser